На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Непутевые заметки

159 615 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Бережнов
    Спасать газовые компании или потребителей от глупых собственных решений. И народ то молчит готов терпеть эти страсти ...В Европе грядёт с...
  • Astra
    🥲🥲🥲Почему Третья мир...
  • Elena Pavlova
    Если "колбаса" благоволит многополярности, то какого лешего препятствует наступлению мира вооружая местечкового мясника.Канцлер Шольц рас...

Колыбель буддизма на Шри-Ланке (20 фото)

Колыбель буддизма на Шри-Ланке, или загадка о манговом дереве

Медленно тянулся самый обычный день, когда солнце над островом Цейлон заслонили широко раскинутые крылья гигантской птицы. На ней восседал облачённый в шафранового цвета одеяние удивительной красоты мужчина. Люди бросали орудия и стекались к поляне, где спустя мгновения, усевшись со скрещёнными ногами, иноземец начал свою проповедь.

Правившие островом злые духи и демоны, державшие мирный народ в подчинении и страхе, ощутив присутствие светлых энергий и назревающую с удивительной скоростью внутреннюю революцию в сознании ланкийцев, не сомневались ни секунды. Самозванца надлежало устранить любой ценой! Однако все их потуги разбивались о сверхъестественные способности и чистую природу ума Будды, познавшего изначальную суть вещей. Улепётывали ракшасы с нагами со Шри-Ланки так быстро, что аж пятки сверкали, а культура ланкийцев, освободившись от тяжёлого гнёта, расцвела пуще прежнего благодаря буддизму.

Основанное на принципах нравственности и чистоты в мыслях, речи и деяниях общество развивалось стремительно по всем фронтам - архитектура, скульптура, искусство, образование. Неизвестно, сколько ещё столетий ланкийские фермеры жили бы в соломенных хижинах бок-о-бок с вороватыми обезьянами, если бы не явление Будды с небес верхом на гаруде.
В детстве у меня стояла на полке красочная книга большого формата со множеством иллюстраций, которые я внимательно рассматривал, аккуратно положив книгу на колени и удобно устроившись в кресле - "Сказки Шри-Ланки". Изложенная выше легенда о становлении буддизма на острове вполне могла очутиться на её страницах в более литературном и детальном изложении. Как бы то ни было, имеющиеся исторические свидетельства подтверждают иную, более приземлённую и лишённую мифического ореола версию о пришествии учения Будды в пышущие зеленью ланкийские земли.

Примерно в середине II века до нашей эры великий император Ашока, чьи владения простирались от нынешнего Афганистана на практически весь полуостров Индостан, созвал в столице совет, чтобы устранить последние разногласия в трактовке Дхармы, учения Будды. В спорах, как известно, рождается истина; и стоит следить за своими словами, дабы не сболтнуть лишнего и не поставить себя в неловкое положение. Скомпрометировавших себя неосторожными высказываниями монахов с позором выгнали из общины, а правитель, свято следовавший идеям буддизма и всячески ему покровительствовавший, постановил отправить во все уголки империи Маурьев и за её пределы миссионеров нести слово Дхармы. Сын Ашоки, принц Махинда, взял на себя ответственность за южные земли.

Ещё одна легенда гласит, что Махинда с соратниками сразу перелетел по воздуху на Шри-Ланку. Опять-таки исторические данные возвращают нас из сказки в реальность - миссия сначала задержалась в южной части нынешней Индии и лишь спустя какое-то время прибыла на северо-восточную часть острова. Не такое уж и эпичное появление, согласитесь? Никаких гаруд и демонов, никаких чудес, хождений по воде. Так или иначе миссия под предводительством принца продвигалась вглубь Шри-Ланки и вскоре остановилась у подножия горы Михинтале недалеко от древней столицы с трудно выговариваемым и по сей день названием, Анурадхапуры.
Календарь указывал на полнолуние месяца Посона, когда сингальский король Тисса, проснувшись рано утром и представив, какой очередной сумасшедший день его ожидает, решил взять выходной от исполнения государственных обязанностей и отправился поохотиться в ближайшие джунгли. Дела шли не важно, зверьё пряталось или уворачивалось от стрел, и наконец, Тисса подкараулил оленя и тихой поступью направился за животным в глухую чащу на склоне горы. Азарт добычи улетучился мгновенно - в чаще Тисса обнаружил группу чужаков в жёлтых одеждах и несмотря на близость охраны смутился и опешил.

Махинда, будучи мудрым человеком, нашёл нужные слова, чтобы снять ступор с Тиссы и расположить его к себе, пока тот не отдал приказ стражникам схватить чужеземцев: "О, великий король, мы монахи, последователи Короля Истины. Мы прибыли из Индии из сострадания к Вам". Буддийские учения славятся своей сложностью и заковыристостью изложения, поэтому Махинда перед тем, как рецитировать одну из сутр, решил проверить гибкость ума Тиссы, способен ли тот воспринять тонкие нюансы и игру слов.

Показывая на ближайшее дерево, Махинда спросил короля, как то называется.
- Дерево манго.
- А существуют ли другие деревья манго помимо этого?
- Конечно, есть множество деревьев манго.
- А существуют ли другие деревья помимо этого дерева манго и остальных деревьев манго?
- Существует множество других деревьев, но они не являются деревьями манго.
- А есть ли помимо тех манго деревьев и тех деревьев, что манго не являются, ещё другие деревья?
- Вот это дерево манго.

Позднее на этом самом месте возвели ступу, Амбастала дагобу, что так и переводится - ступа мангового дерева, в память об исторической встрече, изменившей уклад и быт народа Шри-Ланки. Дагоба хранит в себе реликвии самого Махинды, прожившего в Михинтале остаток своей земной жизни. Ступу окружали две галереи с деревянными крышами, от которых до наших дней сохранились два кольца каменных колонн.

На следующий день по приглашению короля Махинда посетил дворец в Анурадхапуре. В те далёкие времена не было такого переизбытка информации, что мы испытываем сейчас, и слухи о любом мало-мальски интересном и выходящем за пределы дневной рутины событии тут же разносились по всей округе. Узнав о пришествии нового духовного учителя, простой народ столпился у дверей королевской резиденции, и Махинда дал поучения Дхармы всем в округе.

Учение Будды стало государственной религией и быстро распространилось во все уголки острова. Король Тисса стал известен под именем Деванампиятисса - Тисса, Любимый Богами. И вряд ли он словил синдром капитана Джека Воробья и поправлял забывших сложную приставку к имени родственников, а прочих безжалостно казнил или скармливал тиграм:
- Достопочтенный король Тисса....
- Достопочтенный король Деванампиятисса. Смекаешь? Увести изменника!
Скорее благодарный народ Шри-Ланки так лаконично, уважительно и по-буддийски аскетично прославлял своего правителя. Это Вам не Дейенерис Бурерожденная из дома Таргариенов, от крови древней Валирии, первая этого имени, королева андалов, ройнаров и Первых Людей, Владычица семи королевств, Неопалимая, правительница Миэрина, кхалиси Великого травяного моря, Разрушительница Оков и Матерь Драконов. Ничего не забыл?

И в целом, миссию, возложенную Ашокой на своего сына, можно считать на 100% успешной, но принц не торопился возвращаться домой в королевские покои. Более того, остаток жизни он прожил в Михинтале в крайне спартанских условиях - постелью ему служила гладкая каменная плита, а крышей над головой - огромный валун.

Вернёмся к легенде о пришествии Махинды - ланкийцы продолжают верить, что архат прилетел по воздуху и приземлился на вершину горы, где и повстречался с королём Тиссой и прочёл свои первые наставления по учению Дхармы.

Поэтому ланкийцы обязательно совершают паломничество по крутому склону до самой вершины, особенно в день полнолуния месяца Посона. И стар, и млад, в любую погоду, держась за поручни, медленно взбираются на вершину Арадхана Галы.

Что для ланкийцев - святое место, для не ознакомившихся с историей Михинтале заранее - классная обзорная площадка, да и местные тоже не всегда подавляют желание запилить селфи в знаковом месте.

Поднявшись к соседней восстановленной белоснежной Махасейя Дагобе, одной из первых ступ на острове, где, по преданиям, замуровали при строительстве волос Будды, мы познакомились с местной фауной. И встреча оказалась не из приятных. Вы замечали, что милые и спокойные обезьяны, стоит им только заметить в ваших руках нечто похожее на еду, тут же превращаются в агрессивных быдловатых гопников?

Убедившись в отсутствии поблизости приматов, Алёна раскрыла свой рюкзак, чтобы что-то достать и пришлось часть вещей временно выложить на террасу вокруг ступы. Непонятно откуда спрыгнула обезьяна и без сомнения и стеснения попыталась что-нибудь схватить, приняв жёлтый цвет за банан. Увидев в куче вещей паспорт и рисуя картины возможного пожизненного рабства на чайных плантациях, я рванулся к эпицентру событий, размахивая ногами и руками, чтобы оградить Алёну от посягательств местных авторитетов. Обезьяна не унималась, ходила кругами, но быстро ретировалась на дерево, исследовать, что за жёлтую бумажку ей таки удалось стырить.

И казалось бы, зачем вставлять в заметку ещё одну фотографию обезьяньей мафии из Михинтале? Данные макаки являются эндемиками острова, их отличают два хохолка на голове. И не жалко бананов, на Шри-Ланке они стоят копейки, но скормили мы их чуть раньше ещё одному уникальному зверьку

Представители семейства гигантских белок обитают и в Индии, а для Цейлона эндемиком является ратуфа, большехвостая белка с телом чёрно-белого цвета. В Михинтале они спускаются пониже с верхушек деревьев, зная, что их с удовольствием угостят туристы, пару раз выронив от неожиданности банан на землю. "Only bananas," - заметил стоявший рядом ланкиец.

Это Вам не почти ручных белочек в парке Горького орешками кормить, которые подбираются медленно и позволяют сделать десяток кадров, прежде чем схватить орех и ускакать обратно на дерево. Ратуфа долго решается, принюхивается, осматривается, а потом свешивается на задних лапах и прогнувшись, молниеносно вырывает банан из ваших рук, подтягивается и залазит обратно в крону дерева, чтобы насладиться трапезой.

Михинтале стало первой точкой нашего путешествия по Шри-Ланке. Накануне, правда, пришлось 5 часов стоя (!) ехать на поезде до Анурадхапуры из Коломбо. Впрочем, неизвестно, что оказалось бы лучше: раздолбанный автобус с лихачом-водилой по извилистым дорогам или стоять в поезде, где местные мужики даже Алёне уступили место только на подъездах к конечной станции, когда у нас ноги подкашиваться начинали.



 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх