На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Непутевые заметки

159 615 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Бережнов
    Спасать газовые компании или потребителей от глупых собственных решений. И народ то молчит готов терпеть эти страсти ...В Европе грядёт с...
  • Astra
    🥲🥲🥲Почему Третья мир...
  • Elena Pavlova
    Если "колбаса" благоволит многополярности, то какого лешего препятствует наступлению мира вооружая местечкового мясника.Канцлер Шольц рас...

Ереван, который никто не любит

В Ереване я оказался совершенно случайно! Шёл вечером в субботу по Рубинштейна среди шумных компаний, зашёл в какой-то бар, который уже закрывался, на часах было глубоко за полночь. И тут я ясно понял, что пора валить! Петербург хорош в меру, задержишься тут на денёк – и можно провалиться в депрессию.



Быстро захожу на сайт Пулково...
Официант приносит меню, я заказываю вино...
Смотрю табло вылета на утро...
Официант поторапливает, так как бар закрывается...
Зальцбург, Нальчик, Череповец, Вена, Тель-Авив, Ухта, Берлин, Ереван!
Прошу счёт...
Да, выбор очевиден: конечно, Ереван в 9:40 утра "Уральскими авиалиниями".

В Ереване я был давно, и единственное, что хорошо запомнил о той поездке – как совершенно случайно на машине заехал высоко в горы, нашёл какой-то маленький ресторанчик и заказал хаш! Это было настолько вкусно, что с тех пор я хаш больше никогда не ел, чтобы не разочароваться в нём. А ещё я помню дикий самострой и свежевыжатый гранатовый сок на каждом шагу.

Пока меня не было, в Ереване построили новый аэропорт. На паспортном контроле большая очередь, но она очень быстро движется: кабинок пограничников много, и все они работают быстро. Что приятно, тут одна большая очередь, а не как в России – отдельные в каждую кабинку. Одна очередь всегда лучше, в противном случае люди начинают занимать очередь сразу в несколько кабинок, нервничают, выбирают, где будет быстрее. Зачем на ровном месте создавать нервотрёпку?

В Ереване работают привычные нам приложения такси, поездка до города стоит какие-то копейки. Вообще, в Армении всё настолько дёшево, что поначалу даже как-то неудобно. Я снял в банкомате 100 долларов и так и не смог их потратить. Цены в хороших ресторанах – как в Москве в столовых, такси и общественный транспорт почти даром.

Ереван неопрятный и нервный. Водитель зачем-то постоянно совершает странные манёвры и ворчит на других водителей. Водят тут вообще очень опасно. Я за два дня я не увидел ни одного водителя, который был бы пристёгнут. Во многих машинах тут стоят заглушки на ремни: видимо, для армянского водителя лучше покалечиться в ДТП, чем унизить себя ремнём безопасности. Кстати, любителям ставить заглушки рекомендую посмотреть, что происходит с лицом водителя даже после небольшого ДТП, когда срабатывают подушки безопасности. Спойлер: паспорт придётся менять, так как прежнего лица у вас уже не будет.


01. Главное сокровище Армении – это туф! Камень, которым тут отделаны почти все здания. Он разных цветов. Но самый красивый – ереванский туф! Он цвета тёмного шоколада. Нет в мире ничего прекраснее зданий, отделанных ереванским туфом! Они становятся тёмного благородного цвета, улица сразу преображается! Эти здания – словно солдаты почётного караула при полном параде.


02. Всё это в сочетании с изящной резьбой!


03. К сожалению, армяне не оценили красоту старого Еревана и решили всё снести! Да, это выглядит как шутка, но старых зданий почти не осталось. В лучшем случае сохранили фасады. То есть здание сносится, а его скальп вывешивают на уже на новый дом. Армяне не видят в этом ничего страшного – а что такого? Но разница примерно как между красивым и сильным животным и его головой, которую охотник как трофей повесил себе на стену.


04. Вот такие архитектурные трофеи висят теперь по всему городу. То тут, то там можно найти старые фасады.


05. В погоне за квадратными метрами не до красоты и истории.


06. И это ещё повезло, что Армения не самая богатая страна. Всё снести и перестроить просто не хватило денег.


Сейчас в городе строят так называемый "Старый Ереван". Это такой большущий комплекс новоделов за $150 миллионов. К настоящему старому Еревану он, понятное дело, никакого отношения не имеет. Самое милое, что он возводится на месте исторического квартала, полностью уничтоженного к 2005 году.

"Первоначально еще в 2014 году генеральный консул Армении во Франции Вардан Сирмакес решил профинансировать проект. Правительство приняло решение, согласно которому земля по улицам Абовяна, Бюзанда, Кохбаци и Арама, принадлежащая предыдущим застройщикам — Glendale Hills и EMC, — была признана объектом исторического наследия и передана компании "Старый город".

По первоначальному плану предполагалось, что "Старый Ереван" будет представлен малоэтажными зданиями с двумя подземными и двумя верхними этажами с мансардами. Но инвестор проекта Вардан Сирмакес потребовал, чтобы вместо двух верхних этажей было четыре. На обсуждении проекта Градостроительным советом Еревана за него проголосовало большинство, включая председателя совета Мкртича Минасяна".


Строительные работы в центре Еревана ведутся так бережно и тщательно, что от некоторых исторических зданий остаётся лишь фасад, а у других рушатся стены.

07. В центре очень быстро выросли многоэтажки. Ереван никогда не был многоэтажным городом, но в нулевые начался бум недвижимости, и богатые армяне из-за границы начали покупать в родном городе квартиры. Дома стоят полупустые, потому что квартиры в них преимущественно инвестиционные. Такое обычно происходит, когда налог на недвижимость очень маленький. Например, в Нью-Йорке невозможно себе представить, чтобы человек купил себе квартиру как инвестицию и не жил в ней или не сдавал её. Огромные налоги не дают перегреть рынок.

08. Центральная пешеходная улица выглядит так:

09. Здесь надо отметить, что новая архитектура Еревана в целом неплохая. Всё очень спокойно, а благодаря тому, что здания облицованы туфом, он выглядят не так дёшево, как российские аналоги с вентфасадами. Но всё равно на этой улице чувствуешь себя неуютно: слишком несомасштабна новая застройка.


10. Здесь очень не хватает высоких деревьев, которые своими густыми кронами скрыли бы многоэтажные коробки и подарили бы пешеходам тень. Деревья тут можно было бы высадить, но победила алчность: под землёй сделали торговый центр. Ещё на этой улице шикарно бы смотрелся трамвай.


11.


12. Ереван пережил несколько стадий уничтожения, и первая пришлась ещё на советскую эпоху. Советская власть активно сносила старые кварталы города, но взамен он получал неплохие примеры новой архитектуры. Как, например, Дом правительства Армении – сталинку с чертами национальной архитектуры (1953 год) на площади Республики. Его построили по проекту самого известного армянского архитектора Александра Таманяна, автора генплана Еревана, и его сына Геворга Таманяна.


13. На ранних советских зданиях сохранились ещё оригинальные двери и окна. Посмотрите, какое раньше было внимание к деталям! Входная группа разрабатывалась архитектором по индивидуальному проекту. Можете ли вы себе представить сегодня здание, у которого входная группа будет уникальной? Чтобы вместо пластиковой двери стандартного размера была такая красота?


14. Здесь здание облицовано розовым туфом. Из-за того, что камень разных оттенков, смотрится просто шикарно. Жаль только, что на фасад влепили блоки кондиционеров. Неужели нельзя было спрятать их на крыше или закрыть декоративными коробами?

15. Кому цветочки?


16. С советского времени в Ереване, да и вообще в Армении осталось много памятников советского модернизма. Это кинотеатр "Россия", один из архитектурных символов Еревана времён СССР. Когда-то это был самый большой кинозал Армении, но после распада Союза превратился сначала в рынок, а затем в торговый центр. Один из его создателей Артур Тарханян очень хотел построить храм и говорил, что ему это удалось, имея в виду кинотеатр.


17. А ещё в Ереване есть метро! В таком городе метро, конечно, работает совершенно неэффективно. Эксплуатировать его дорого, пассажиропоток небольшой. Лучше бы вместо метро развивали трамвай, который раньше был в Ереване, но в 2004 году его выпилили. У ереванского метро не хватает денег даже на то, чтобы помыть станции, зато повсюду реклама водки.


Правда, в последнее время пассажиропоток метро всё же растёт. Знаете, почему? Из-за невероятных ереванских пробок! Народ просто постепенно сбегает из машин в общественный транспорт, в частности в метро. То есть транспортная система начала регулировать сама себя. Но этого, конечно, недостаточно.

18. А ещё в Ереване есть платная парковка. Точнее, какое-то недоразумение, которое называется тут платной парковкой. Например, 1 час стоит 13 рублей, месяц – 270, а год – 1600 рублей! То есть при оплате на год месяц парковки вам обойдётся в 2 доллара. Наверное, это самая низкая цена на парковку в мире. Я думаю, администрирование всей этой системы стоит больше, чем она приносит.


19. В целом можно считать, что парковка в Ереване бесплатная. И это большая проблема. Машины тут повсюду. Все тротуары и обочины заставлены машинами. Люди приезжают в центр и бросают свои повозки на целый день. Дорогая земля отдаётся под паркинг! Безумие какое-то. При этом по городу совершенно невозможно ходить. Возможно, армяне думают, что туристы приезжают к ним в столицу, чтобы посмотреть на их машины. Но для того, чтобы погулять по парковке, мне не надо ехать в Ереван: я могу приехать в какой-нибудь торговый центр на окраине Москвы.

20. Особый пиздец в том, что многие машины тут продаются. То есть народ просто пригоняет свой драндулет в центр города, ставит его в проходном месте, вешает объявление с телефоном – и всё. Так машина может стоять месяцами.


21. Фактически бесплатную землю в центре начинают быстро захватывать. Например, вдоль улиц часто можно встретить вот такие вот экскурсионные микроавтобусы. А что? Заплатил 270 рублей в месяц – и стой сколько хочешь!


В дорожной полиции считают, что парковочный хаос связан с большим количеством машин и нехваткой парковок. Я бы уточнил, что не хватает именно платных парковок, потому что бесплатные тут на каждом углу.

Технически платные парковки в Ереване действуют с 2012 года. Стоимость часа – 100 драмов (13,5 рубля!!!). На 15 минут можно припарковаться бесплатно, если хочешь стоять дольше, надо в течение этого времени отправить СМС с оплатой. Если водитель не успел или вообще не заплатил, то ему предстояло выплатить штраф в размере 5000 драм (676 рублей). Чтобы уменьшить число машин в центре, мэрия Еревана могла бы расширить зону платной парковки, а также повысить стоимость парковки и величину штрафов. Вместо этого город снизил штраф за неуплату до 3000 драм (405 рублей)...

Но какие-то адекватные меры в Ереване всё же принимаются. Например, площадь Республики сейчас представляет собой гигантскую парковку.



Но в январе на ней запретили ставить машины перед зданием Национальной галереи и напротив парка 1750-летия Еревана. Совершенно правильно: центр города – это вам не гигантский ТРЦ на окраине.

22. Самый центр города


23.


24. Улиц, по которым можно спокойно пройти, в городе единицы. Обычно тротуары очень узкие.


25. Ещё в городе очень опасные пешеходные переходы. Вот, к примеру, в самом центре переход через многополосную дорогу. Светофор почему-то не работает, островка безопасности тоже нет.


26. Пешеходных переходов крайне мало, иногда улицу просто невозможно перейти. Светофорные фазы настроены в угоду автомобилистам. Например, красный свет пешеходам может гореть несколько минут. Это, конечно, неправильно. Градостроительные ошибки советского времени надо признать. Дороги нужно сужать, делать удобные пешеходные переходы и наводить порядок с парковкой.


27. Все эти бескрайние асфальтовые поля, которых очень много в центре, надо реконструировать. Тут если грамотно всё перепланировать, в центре может получиться хорошее общественное пространство.


28. Центр города


29. Чтобы перейти эту дорогу, надо спускаться в тёмный зассанный переход. Возможно, Еревану стоит задуматься о туалетах, чтобы народ не справлял нужду в подземных переходах?


30. И, возможно, Еревану стоит закопать подземные переходы, которые недоступны многим жителям? Конечно, если у людей в городе есть приоритет.


31. По Еревану хочется гулять, наслаждаться архитектурой. Но город развивается так, что вынуждает прыгать в такси. В такие города не едут туристы, в них неприятно жить. Я надеюсь, власти Еревана начнут реформы по изменению приоритетов.


32. Пока с общественными пространствами всё очень плохо. В городе нет ни одного удачного примера благоустройства. Вот, к примеру, сделали новый парк в честь 2800-летия Еревана. Что такое современный хороший парк? Это хорошее зонирование: кто-то приходит в парк, чтобы отдохнуть, кто-то проходит через него транзитом, кто-то ведёт себя шумно, а кто-то, наоборот, пришёл с маленьким ребёнком, который спит. В хорошем общественном пространстве есть разные зоны, чтобы всем было комфортно. Кроме того, пространство должно быть насыщено различными сервисами. Нужен элементарный туалет, кафе, площадка для детей. В парке 2800-летия нет вообще ничего, кроме лавок и карликовых нелепых фонариков. Всё это похоже на какой-то советский мемориал из 70-х. Здесь можно колонной пионеров возложить цветы к какому-нибудь монументу, но здесь совершенно неприятно находиться.

 

33. Здесь есть газоны, но по ним запрещено ходить, за этим следит охрана. Зачем тогда нужны газоны? Почему на газонах не сделать пуфики, лежаки, гамаки, чтобы люди могли отдыхать?

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх