На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Непутевые заметки

159 615 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Бережнов
    Спасать газовые компании или потребителей от глупых собственных решений. И народ то молчит готов терпеть эти страсти ...В Европе грядёт с...
  • Astra
    🥲🥲🥲Почему Третья мир...
  • Elena Pavlova
    Если "колбаса" благоволит многополярности, то какого лешего препятствует наступлению мира вооружая местечкового мясника.Канцлер Шольц рас...

Болотный тихоход или неспешное путешествие из пункта Ж в пункт З

Тверская область это кладезь для любознательного туриста. Регион славится и природой и множеством достопримечательных городков. Для москвичей смотаться  на выходные в какой-нибудь городишко - а то и сразу в два  - окунуться в  провинциальную жизнь и поглазеть на тамошнюю архитектуру вековой давности – отличная идея.

Выбрать есть из чего - стоит только взглянуть на карту. На этот раз мы с женой  приглядели Торо́пец – город старше Москвы. Отзывы о нём хорошие. Едем!

  Но что за путешествие без изюминки! В качестве таковой было решено прокатиться по железнодорожной ветке Земцы – Жарковский. Среди знатоков и любителей поездной романтики этот тупиковый участок известен тем, что по нему ходит «самый медленный» поезд РЖД. Чтобы совместить наше автопутешествие в Торопец с намеченной «изюминкой» потребовалось некое планирование: за один день наши планы не исполнить и надо где-то переночевать. Для этой цели  был выбран город с красивым названием - Западная Двина.  Там есть гостиницы и оттуда можно легко добраться как до Земцов, так и до Жарковского. А дальше сесть на «самый медленный» и проехаться в направлении «туда» или «обратно».  

***

     Не ранним утром от Западной  Двины до поселка Жарковский мы взяли такси.  Дорога типична для Тверской области: справа и слева живописные сосновые леса, а под колесами асфальт с выбоинами. Путь занял около часа. Вот и въезжаем в поселок.

– А где вас высадить в Жарка́х,  - интересуется водитель.

– Да, наверное, у вокзала…

– Где-где? - удивился он. – Здесь нет вокзала!

– Ну, это там, где поезда останавливаются.

– Что-то не знаю я, где это…

– Ну, тогда мы прямо здесь и сойдем.

 Обычно таксисты знают всё. Но наш был не местным и где находится «вокзал» не ведал. Ну, что же - сами найдем.  Ведь у нас в запасе есть пара-тройка часов. Потратим их на знакомство с Жарковским – по местному «Жарки́».  

       Это не маленький поселок. Районный центр, между прочим. Стоит в окружении лесов и болот на реке Межа. С таким же названием здесь имеется гостиница. Есть дом культуры школа, больница. Жилые дома  в основном 50-х годов постройки. Есть кирпичные, есть деревянные. Во дворах навалены горы дров. Многие жители в пределах поселка перемещаются на велосипедах. Есть и кое-какие достопримечательности. Например, пешеходный подвесной мост через Межу. Или памятная доска герою войны Доватору. Именно отсюда, из Жарковского бойцы-кавалеристы под командованием Льва Доватора начали рейд по тылам фашистских захватчиков.

  Когда-то давно в здешних окрестностях вели заготовку торфа и древесины и поселок был промежуточной станцией. Железная дорога от Земцов  шла через него и доходила аж до Смоленска. В настоящее время  рельсы  проложены еще на пару-тройку километров дальше Жарковского и всё: тупик, пути разобраны. Там начинаются заброшенные деревни и напрочь глухие места.

   Сейчас на линии Земцы - Жарковский кроме этого самого медленного поезда РЖД никакого другого движения нет вообще.  Среди  жителей  поселка поезд не популярен – чтобы попасть в соседний райцентр они предпочитают автотранспорт. Час - и ты в Западной Двине. А «самый медленный»  ходит лишь два раза в неделю - по средам и воскресеньям.  По расписанию он отходит из Жарковского в 15.18, а в Земцы прибывает в 18.42. Сорок семь километров за 3 часа и 24 минуты. Средняя скорость  14 км/час! И вправду не быстро. Все дело в плохом состоянии путей. Именно этот факт не позволяет составу ехать быстрее. Для РЖД этот маршрут убыточен и давно ходят слухи, что сообщение прикроют. Однако, к радости любителей железнодорожной экзотики, пассажирский трафик на участке Земцы – Жарковский пока имеется. Так для чего нужен этот антиэкспресс? Вот проедем из пункта Ж в пункт З и попробуем разобраться…

Церковь в Жарковском

В центре поселка

Дрова во дворах

Улица Доватора в Жарковском

Типичный дворик

Подвесной мост через Межу

На мосту

 Река Межа

 На улицах посёлка

Автомобильный мост через Межу

Пока знакомились с поселком, подошло время двигаться на «вокзал». Смешно, но даже зная, где он примерно находится, обнаружили мы его не сразу, пришлось уточнять у местных. Пройдя по узкой тропке мимо остатков забора и кустов, мы вышли на пути, покрутили головой влево-вправо и увидели-таки  поезд. Состав представлял собой один вагон. Такие типы поездов - специалисты называют  их «рельсовый автобус» - используются для пригородного сообщения.

Рельсовый автобус в ожидании пассажиров на станции Жарковский

Пока ждали отправления, поболтали с машинистами. Они заверили, что поезд придет в Земцы точно по расписанию, никаких отклонений от графика быть не может. Пассажиров кроме нас набралось 5 человек. Одна женщина из местных ехала с дочкой-дошкольницей. Мудрая мама предусмотрела для ребенка в дорогу горшок! Все-таки больше 3-х часов в пути! Остальные пассажиры по очереди бегали в ближайшие кусты, где установлен дощатый туалет. Вскоре подошла кондуктор. Проезд до Земцов 124 рубля. Можно оплатить картой.  И вот раздался зычный гудок и поезд отправился. Мы прильнули к окну.

 Посадка на поезд и провожающие

***

   Сразу после Жарковского началось обширное болото Пелецкий мох. Кстати, одно из крупнейших водно-болотных угодий в Европе. Живописное и мечтательное зрелище. Ветка  пересекает его почти посередине: слева и справа одинаковый пейзаж. Можно представить, что мы медленно плывем через болото на корабле, под железнодорожный стук колес. А малая скорость способствует созерцанию. Картину оживляют сгнившие деревянные столбы древней ЛЭП. Клюквы здесь, наверное… А торфа…, а комаров…!

Болото Пелецкий Мох

За окном древняя ЛЭП с деревянными столбами

 Мало-помалу, через час,  в 16.24 доехали до первой остановки. Название просто прелесть – Кащёнки! Тут же сошли двое пассажиров. А деревенька на вид ничего – даже почта есть! Минутка и едем дальше.

Переезд в районе деревни Кащёнки

Kashchenki. Здесь ждут интуристов

Почта в Кащёнках - отличное место для отправки памятных открыток

Кащёнки. Пассажиры сходят с поезда

После Кащёнок начались леса. Для меня нет лучше пейзажа, чем апрельский лес. Я могу бесконечно смотреть на канавы, залитые водой, распускающиеся деревья, лужи с лягушачьей икрой, зеленый ковер кислицы с белыми цветками. Вот проезжаем речку Туросну, за весь путь пересекаем её трижды. У весенних рек особая красота! Видим стволы, погрызенные бобрами,  взлетают испуганные утки. Места глухие. Тишина здесь звенящая. Только наш тихоход два раза в неделю нарушает её. Проплывая по крутой насыпи, он шумит дизелем, глухо стучит на стыках и гудит при отправлении.  Мобильной связи нет. Да и зачем она здесь, для местных зайцев что ли! 

 Красоты апрельского леса

 Речка Туросна

 Заячьи места

 Речка Туросна в районе станции Откос

Наш автобус делает в пути четыре остановки. Везде  стоит одну минуту  и каждая громко объявляется проводником-кондуктором. Первая была Кащёнки, вторая – Откос, затем последуют «10-й километр» и «8-й километр». Вблизи станций видны признаки жизни – деревенские дома. Судя по переездам, на машине сюда тоже можно добраться. Но дороги грунтовые, каково их качество в лесной чаще, особенно зимой - неизвестно. Так для чего нужен этот антиэкспресс? Наверное, чтобы  немногочисленные жители этих глухих полустанков не чувствовали себя забытыми.

 На станции Откос

 На станции Откос. Впереди мост через Туросну

  Сгоревший дом на ст.Откос

 Остатки бывшего сада. Станция Откос

Туросна в районе станции "10-й километр"

На 10-м километре от Земцов. Видна грунтовка, ведущая в «большую» цивилизацию

Станция «10-й километр», поселок Мирный

На подъезде к станции «8-й километр»

Станция «8-й километр»

   Кстати, наш вагончик вполне современен и комфортен – ехать бы и ехать. Я почти всю дорогу просмотрел в окно, отвлекаясь только на доставание из рюкзака  бутербродов и на чай из термоса. Только вот туалета не хватает на таких-то затяжных маршрутах. Однако, скоро Земцы.

На станции Земцы рельсовый автобус отправляется на боковой путь

  ***

   Из Земцов до станции Западная Двина мы добирались на местном пригородном поезде. Ждали его всего с десяток минут. Подъехал такой же рельсовый автобус, но пассажиров в нем было прилично – почти все лавки заняты. Да и помчал он со скоростью под сотню! Всё ж магистральная линия! Через 20 минут мы уже сошли в Западной Двине.

Пригородный поезд Ржев-Русаново на станции Западная Двина

     Тем, кто хочет пустить адреналина в кровь, ехать на фирменном «самом медленном» не стоит. Эта поездка –  аттракцион другого типа. Главное здесь – релакс. Нервишки полечить и заповедную природу посозерцать! За три с лишним часа вы не устанете – вам захочется ещё. Здорово, что существуют такие маршруты. Путешествуйте неспешно!

                                                                                                 Апрель 2021

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх