На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Непутевые заметки

159 618 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Бережнов
    Спасать газовые компании или потребителей от глупых собственных решений. И народ то молчит готов терпеть эти страсти ...В Европе грядёт с...
  • Astra
    🥲🥲🥲Почему Третья мир...
  • Elena Pavlova
    Если "колбаса" благоволит многополярности, то какого лешего препятствует наступлению мира вооружая местечкового мясника.Канцлер Шольц рас...

Про суть коммунизма и Н.С. Хрущева: причины, по которым в сознание советских людей стали вводиться «капиталистические ценности» (окончание)

В предыдущей статье я остановилась на том, что Хрущев ввел в обиход советских граждан элементы мещанства. Но я не сказала о «пустозвонстве».

Вообще, все эти «нюансы» очень ярко подметил великолепный Леонид Гайдай. Его комедии можно разбирать покадрово, настолько точно они простроены и в каждом кадре отражено целое – как в капле воды.

Кино, как и любое другое искусство, – это отражение реальности. Нет?

Мне кажется для понимания той эпохи – а была и хрущевская эпоха тоже – достаточно посмотреть три фильма от разных режиссеров. Сталинское время – это «Волга-Волга» или любой другой фильм Г. Александрова, а хрущевская эпоха, что растянулась на пятьдесят с лишком лет, очень точно отражена в комедии Э. Рязанова «Карнавальная ночь» и комедии Л. Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика».

Думаю, фильмы все смотрели, поэтому на сюжетах останавливаться не буду, я про то, какие решения принимают герои фильмов, какой выбор делают.

Почтальонша Стрелка, в фильме «Волга-Волга», отстаивает интересы других людей, она «сражается» за правду и признание. Она не боится спорить с начальством, в конце-то концов.

И, обратите внимание, на первые кадры, самое начало фильма: Стрелка и Алеша целуются на стоге сена. Так же вспомните реплики героев, тем более что многие фразы «ушли в народ». Например, «хлеб с солью – психоз у этого мерина» – сообщает зрителям водовоз. Счетовод Алеша, полон сарказма и «протягивает» «Дуню-композитора» и ее «художественный ансамбль «Курам на смех». А фразу секретарши Бывалова «Просто хочется рвать и метать, рвать и метать» думаю, многие периодами повторяли.

Фильм «Волга-Волга» вышел на экраны в 1938 году.

Теперь так же наскоро пробежимся по «Карнавальной ночи».

Впечатление, что Бывалов, чуть постарел, сменил фамилию на Огурцов, но остается все тем же, амбициозным неучем и дураком, каким и был восемнадцать лет назад. Того и гляди опять помянет «товарища Шульберта» и на публику, как и встарь, навалится «испанский стыд». Но вот главная героиня – это уже совсем не пламенная, борющаяся за правду и справедливость Стрелка. Лена Крылова собирает коллег и сообщает, что они не будут конфликтовать с Огурцовым, не будут добиваться справедливости, не станут доказывать, что правда на их стороне: «Мы будем во всем с ним соглашаться, а делать так, как и запланировали» – сообщает Лена..

«Карнавальная ночь» вышла в 1956 году.

Я не зря просила обратить внимание на первые кадры «Волги-Волги» – Стрелка и Алеша целуются в стоге сена. А в «Карнавальной ночи» взрослые молодые люди, выстраивая взаимоотношения, ведут себя, как дети в младших классах: «Поцелуй» – ноет главный герой. «Закрой глаза, поцелую» – кокетничает главная героиня и, видимо от скромности, «динамит» его.

Хрущевская эпоха – это олицетворение мещанства и ханжества.

Фильм Л. Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика» выходит через год после отстранения от власти Хрущева. В фильме Гайдай настолько выпукло показывает, во что превращается «советский человек», что мы до сих пор, пересматривая этот, знакомый до последнего кадра фильм, смеемся и вытираем слезы – настолько он юморным получился. А по сути, в этой картине даже гротеска нет. Все как в жизни – здоровущий облом Федя, устроив пьяный дебош в общественном транспорте, осужден на 15 суток исправительных работ. Федю привозят на стройку и ставят напарником к худосочному студенту Шурику. Прораб – смывается с участка, Шурик – вкалывает за двоих, Федя – почивает. К обеду появляется прораб и читает Феде пламенную речь о пользе и необходимости труда, на благо общества «в то время, когда космические корабли бороздят просторы вселенной…». Мотивировать Федю к работе приходится Шурику и единственным стимулом, для активации трудовой деятельности, для Феди стали розги.

В фильме четыре действующих лица – непосредственно Федя и Шурик, и милиционер и прораб. Понятно, что анализируя сюжет фильма, говорить обо всем обществе в целом нельзя. Но все, же обратите внимание на то, что собственно характеры героев не затронуты гротеском, тут нет ничего гипертрофированного. Вот студент – обернись и увидишь сотни таких же. Вот милиционер – тоже ничего особенного, и чем-то участкового напоминает. Прораб? Ну, хоть я и начала свою трудовую деятельность, в качестве мастера-строителя в конце 80-х, но второй мой прораб, был точь-в-точь, как киношный, из «Операции Ы…» – говорил много, охотно, красочно, матерно, образно – красноречив, был, чертяка. А вот по работе ни разу ничего путнего не сказал и уж тем более не сделал – по всем вопросам к главному инженеру.

При Хрущеве, вернее притом, что он своими реформами стал «пробуждать» в сознании граждан, уже актуализировалась поговорка – один с сошкой, семеро с ложкой. Это началось еще тогда, сразу после смерти Сталина.

Еще раз: коммунизм – это не про экономическую формацию и не про то, кто владеет средствами производства. Коммунизм – это про сознание.

Первая часть этой статьи выложена на нескольких ресурсах – на сайте «Рука Кремля», на телеграмм канале «Рука Кремля» и на Дзен канале «Рука Кремля» и везде люди комментируют текст. Ну и недобрым словом поминает народ Никиту Сергеича – пишут люди о том, чего он с экономикой сотворил, с планированием, что запрещал, что разрешал, кого освободил и приблизил, и приходят к выводу, что Хрущев – это вредитель, предатель и враг народа.

Но двадцатый Съезд КПСС встретил обличительную, развенчавшую культ личности Сталина речь, бурными продолжительными аплодисментами. А там, в зале Большого Кремлевского Дворца собрались фронтовики, научные работники, крестьяне и рабочие, представители технической и творческой интеллигенции и все они были коммунистами. Все до единого.

Кто-то может предъявить факт репрессий, примененный к тем, кто защищал доброе имя и честь товарища Сталина? Кто-нибудь, когда-нибудь вообще слышал о том, чтобы кто-то выступил в защиту Сталина?

После смерти Иосифа Виссарионовича, Каганович, Молотов и Берия активно противостояли группе, протаскивающей во власть Хрущева. (Ирония еще и в том, что Каганович, в свое время, способствовал продвижению Хрущева). Не выстояли. Берия был обвинен во множестве антисоветских заговоров и расправах с неугодными лицами и расстрелян. Каганович и Молотов стали обвиняемыми в «преступлениях сталинского режима», лишены всех постов и исключены из партии. Лазарь Моисеевич прожил всю оставшуюся жизнь в глубочайшем одиночестве, он умер в 1991 году. Вячеславу Михайловичу удалось восстановиться в партии, обвинения с него были сняты в 1986 году, в этом же году он и умер, в возрасте 97 лет.

А вот Климент Ворошилов, один из первых советских маршалов, близкий друг и преданный соратник Сталина, пользовавшийся его доверием, после кончины «отца народов» семь лет пробыл председателем Президиума Верховного Совета СССР. Эта должность считалась главной стране, но не влекла за собой никаких властных полномочий. Страной управлял генсек.

Ворошилов же до конца своих дней был членом партии и состоял в высшем руководстве СССР, а после кончины похоронен у кремлевской стены.

_____________________

Когда мы вспоминаем поздние, застойные годы СССР, то говорим о тотальном дефиците, блате, когорте «избранных кремлевских старцев», о лозунгах, призывах, пропаганде, низком качестве практически всех потребительских товаров – о пустом холодильнике и пустозвонстве власти. И ханжестве. Увы…

Коммунизм – это про сознание, про умение мыслить, про умение отстаивать справедливость, про умение во всякое мгновение жизни учить себя чему-то новому… Коммунизм – это всегда на пределе, всегда пусть чуть-чуть, но возвыситься над самим собой вчерашним.

Мы так можем? Мы так умеем? Нас такому учили?

Про экономику, прибавочную стоимость, средства производства – это мы выучили-вызубрили. А про человека?

________________________

И Ленин, и Сталин очень хорошо понимали, с кем они имеют дело, что представляет собой российский народ – насколько он дремуч и темен. И точно так же они сознавали и стремления, надежды и чаяния этого народа: сегодня я «со всем обчеством» иду кулака-мироеда топить, а завтра я соседу ссужу пару мешков зерна, да чтоб по осени – три отдал.

А такие случаи известны. Действительно, кулаков – сельских ростовщиков – односельчане могли и того, в речку или озерцо, или под кустиком прикопать. И ответ, перед проверяющим, всем миром держали – круговая порука, называется.

Другого чего-то, российский крестьянин не знал, для него жизнь и жизненные ценности были такими.

Понимая это и сознавая тот творческий потенциал, что заключен в российском народе, никто из большевиков, никогда (и даже товарищ Троцкий) не то что произнести, а и помыслить не могли о народе, как о быдле. Главное – образование «учиться, учиться, учиться, как завещал Великий Ленин, как учит коммунистическая партия». Партия, к тому моменту, могла научить только болталогии.

А полностью ленинская фраза звучит так:

« Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых – учиться, во-вторых – учиться и в-третьих учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой (а этого, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом»

Статья «Лучше меньше, да лучше» газета «Правда», 1923 г., 4 марта.

В предыдущей части статьи я говорила о том, что первое, что сделали большевики, придя к власти – занялись образованием народа. Ликбезы, рабфаки – это для людей, для того, чтобы даже самый «темный» крестьянин имел шанс разобраться в происходящих событиях. Просвещение – первейшая задача.

__________________

И есть еще один аспект, о котором мы как-то забыли. Причем, не сегодня забыли, а давным-давно, еще в двадцатых годах прошлого века. Правда, нам о нем пытались напомнить уже на исходе восьмидесятых и опять же кинематографисты. Может кто-то помнит «советские сериалы» «Государственная граница», «Офицеры»?

В «Государственной границе» хорошо показано, как царский офицер-пограничник, решивший эмигрировать, остается защищать государственную границу Отечества. А больше некому. Солдатик, что проверяет багаж отъезжающих, принимает лаковые миниатюры – культурное достояние страны – за «портретики родных». И Владимир Данович – офицер, пограничник – встает вместе с солдатиком и принимается нести службу.

Ну а фраза, сказанная одним из героев фильма «Офицеры», бывшим царским военным: «Есть такая профессия – Родину защищать» – стала крылатой. (Правда, теперь ее используют в мемчиках).

Так вот, мы каждый год, 9 мая чествуем воинов-победителей, а генералам и маршалам той войны устанавливаем памятники. Не всем, но фамилии командующих фронтов до сих пор еще на слуху.

Хотя, вру. Мы забываем истинных героев, а памятники ставим Колчаку с соратниками, да памятные доски Маннергейму вывешиваем…

И все-таки, позвольте представить:

Штабс-капитан Василевский Александр Михайлович – маршал Советского Союза, начальник Генштаба, Министр вооруженных сил СССР…. Член ЦК КПСС. Штабс-капитан Толбухин Федор Иванович, революцию встретил в должности командира батальона – маршал Советского Союза. Прапорщик Говоров Леонид Александрович, особо отличился в борьбе с советской властью и был произведен Колчаком в подпоручики – маршал Советского Союза. Прапорщик Баграмян Иван Христофорович тоже отличился в борьбе с советской властью – командовал сабельным эскадроном в вооруженных силах Первой Армянской республики (кстати, кто-то знал, что такая республика существовала?) – маршал Советского Союза.

Я даже маршалов не всех перечислила, а ведь из 44 командующих фронтами в годы Великой Отечественной войны 17 – были царскими офицерами, а двое и вовсе воевали против советской власти. А о гениальнейшем генерале Слащеве я писала большой материал, он есть здесь на сайте.

Мы сегодня про примирение белых с красными, коммунистов с монархистами. Так вот оно примирение – царские офицеры маршалы СССР. Тогда, после революции, в годы гражданской воны и послевоенный период примирение и состоялось. Примирение, в основе которого служба Отечеству и осознание того, что российский народ достоин лучшей участи, нежели прозябать в тенетах невежества.

Мы отчего-то уверовали в то, что большая и лучшая часть народа имперской России эмигрировала. Да отчего же? Вот они, все тут – герои и победители. А еще учителя и врачи, директора заводов и начальники цехов, инженеры, юристы, музыканты, писатели… — весь народ!

Я из раза в раз повторяю, что во время Октябрьской революции народ-то никуда не делся, вот он весь здесь – остался с Отчизной и в горе, и радости, в болезнях и голоде, в восстановлении и самой страшной войне, что знала наша планета. Народ на месте, а «пена» схлынула.

Но мы упрямо повторяем за кем-то, что «весь интеллектуальный цвет России» эмигрировал или был уничтожен этими страшными, грязными и вечно пьяными большевиками.

Думаете, почему Макаревич заявляет, что это Россия уехала, а быдло осталось. Весь интеллектуальный и творческий цвет России отбыл «в эмиграцию». Да потому и заявляет, что вообразил себя этаким «великим» и изгнанным, «как это было в рэволюцию».

________________

Ладно, давайте вернемся к Хрущеву.

Я понимаю, что очень хочется найти того, кто во всем виноват. У кого-то виноватым стал Ленин, у кого-то Сталин, у кого-то Хрущев. Но только, понимаете, вот если посмотреть непредвзято на то, что делал Сталин – сталинский ампир – слышали? А московское метро, те станции, что вводились при Сталине, видели? Это товарищи дорогие – дворцы. Дворцы не для монархов со свитой, а для народа. Для нас с вами.

А Хрущев строил черт знает что, но с претензией. И управлял он с претензией… Это знаете, вот действительно, кухарка поглядела, как господа живут и решила себе так же обустроить, но… Кухарки, они либо помпезно до зубовного скрежета, либо по-мещански – эрзац.

Так вот, эпоха Хрущева – это эрзац, а не предательство. Но народ на этот эрзац, не то что купился, он в нем – купался.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх