На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Непутевые заметки

159 616 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Бережнов
    Спасать газовые компании или потребителей от глупых собственных решений. И народ то молчит готов терпеть эти страсти ...В Европе грядёт с...
  • Astra
    🥲🥲🥲Почему Третья мир...
  • Elena Pavlova
    Если "колбаса" благоволит многополярности, то какого лешего препятствует наступлению мира вооружая местечкового мясника.Канцлер Шольц рас...

Приольхонье. Тажеранская степь

ДОРОГА

Моё знакомство с Тажеранской степью состоялось в сентябре 2018 года, когда я отдыхала в районе Малого моря на базе отдыха "Байкальская сказка", расположенной напротив мыса Уюга.

К этому времени массовый туристический сезон закончился, гиды разъехались, и все индивидуальные поездки гостей баз отдыха от Уюги до деревни Курма проводил директор самого крупного туркомплекса "Ольтрек" Александр Васильевич Романов. Выбрав по прогнозу погоды наиболее благоприятный день, мы отправились в Тажеранскую степь. Сначала по грунтовой дороге до посёлка Сахюрта. С одной стороны грунтовки расстилались воды Байкала.

С другой - возвышались куполообразные горы Прибайкальского хребта.Затем машина выехала на трассу Еланцы - Иркутск.Через некоторое время пейзаж с правой стороны трассы стал меняться, и мы повернули в Тажеранскую степь.

ПРИРОДНЫЕ СОКРОВИЩА: ОЗЁРА И РАСТЕНИЯ ЭНДЕМИКИ

Пятьдесят километров Тажеранской степи относятся к району Приольхонья и тянутся параллельно западному берегу Байкала. Геологи определили возраст степи в 300-400 миллионов лет. На протяжении всей поездки нас сопровождала цепочка многочисленных небольших озёр овальной формы.

Это бессточные озёра с грунтовым и атмосферным питанием. Среди них есть озёра и с пресной,  и с солёной водой. Возле солёных растёт доледниковый эндемик астрагал озёрский. Порой от воды очередного озера шёл сильный запах сероводорода. Такую воду, как и солёную, используют в бальнеологических целях. К пресным озёрам буряты сгоняют летом свои стада на водопой, а весной добывают в них гаммаруса-"бомарша" для зимней подлёдной рыбалки байкальского омуля. В каменистых районах Тажеранской степи биологи обнаружили растение возрастом 15 миллионов лет, остролодочник трёхлистный. Возраст здешних пещер тоже поражает воображение - они старше самого Бакала, "живущего" на нашей планете по разным данным от 25 до 30 миллионов лет.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОКРОВИЩА: НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ КУРЫКАН

Люди пришли в Тажеранскую степь 700 тысяч лет назад. Археологи нашли здесь многочисленные стоянки, могильники, курганы. Но нашей целью были наскальные рисунки, оставленные курыканами, предками прибайкальских бурятов, жившими в этих местах в VII-XII веках нашей эры.

Кроме рисунков курыкане оставили после себя городища четырёхугольных или круглых очертаний, обнесённые каменными валами и рвами. Этот народ занимался сельским хозяйством, о чём говорят остатки древних пашен. Некоторые поселения принадлежали плавильщикам и кузнецам. Они плавили из руды железо в небольших глинобитых горнах или ямаха глубиной до одного метра. Жилищем курыканам служили землянки или полуземлянки. Их вероисповеданием был шаманизм, способность в каждом объекте и явлении природы видеть живое существо, обладающее душой. Всё пространство Тажеранских степей оказалось заселено многочисленными духами различной иерархии. Духи влияли на жизнь людей и позитивно, и негативно, требовали  уважения  и почитания в виде обрядов и жертвоприношений. Для проведения обрядов они выбирали людей, имеющих особые врождённые способности и свойства психики, шаманов. Шаманы смогли наладить связь с духами не становясь их орудием, а управляя и повелевая ими. 

Среди духовных существ курыкане выделяли огонов, нематериальных сущностей, незримо присутствующих в материальном мире. Происходили огоны тоже из материального мира. Ими становились шаманы, вожди племён, животные и птицы: олёни, волки, лошади, орлы. 

На наскальных рисунках Тажеранской степи изображены общественные огоны-помощники: олень, всадник на лошади. А справа - огон-враг, животное, напоминающее волка. 

Рисунки выполнены светлыми штрихами, что характерно для курыкан.

СОКРОВИЩЕ ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОЕ: ШАМАНИЗМ

Проехав ещё несколько десятков километров, мы оказались возле столба, увенчанного фигурой орла, "Е хэ шуб уун", "Великой птицы". 

Орёл - тотем приольхонских и ольхонских бурят, хозяин здешних земель и острова Ольхон. В Тажеранской степи проживают большие популяции орлана-белохвоста и орла-могильника. Это - потомки орла-шамана, которого небесные боги отправили на землю защищать и оберегать людей. Но к потомству "Великой птицы" относятся не только пернатые, но и здешние шаманы. Согласно бурятской легенде, орёл, спустившись на землю, увидел спящую под лиственницей женщину. Он полюбил её, начал с ней жить. Эта женщина стала первой на земле шаманкой и родила сына, первого земного шамана.

В бурятской шаманской традиции существуют три мира. Верхний - небо.

На небе поселились 99 тэнгриев-небожителей, 55 добрых западных и 44 злых восточных. Каждый из них имеет свою "специализацию", заведуя Солнцем, Луной, звёздами, ветрами, здоровьем или болезнями. В срединном земном мире живут люди и многочисленные духи-эжины. Эжины являются хозяевами наиболее значимых природных явлений и объектов: времени суток, гор и равнин, лесов и степей, рек и озёр. Каждый эжин имеет собственный характер. Есть эжины добрые и злые, заботливые и равнодушные, благожелательные и мстительные. Они взаимодействуют с людьми, влияя на судьбу как отдельного человека, так и целых народов. Возле жилища каждого эжина ставится столб-сэрге, символизирующий мировое Дерево жизни. Вырезанные на нём три горизонтальные ложбинки  позволяют жителям всех трёх миров привязывать  к столбу своих лошадей. Возле сэрге и буряты, и гости Прибайкалья приносят духам жертвы, "бурханят", а на столбы привязывают ленточки-залаа, произнося при этом просьбы или молитвы. 

Бурятский шаманизм сохранил и курыканских огонов, тоже поместив их в срединный мир. Шаманы получили дар самостоятельно создавать огоны-амулеты, привязывая невидимых духов к различным вещам: оружию, бытовым предметам, украшениям, статуэткам. Нижний подземный мир был отдан во владение великому судье мёртвых Эрлен-хану и его злобным духам-слугам. 

Буряты называют мужчин-шаманов "бо", а женщин-шаманок - "одэгон". Среди приольхонских шаманов есть белые, камлающие только в Верхний мир. Есть чёрные, "сотрудничающие" с подземным миром. Есть и те, кому дано право "ходит на две стороны". Прибайкальские шаманы камлают в обычной одежде с обязательным головным убором или в национальном бурятском костюме, а шаманки - в закрытых платьях. Шаманство передаётся по роду, требует длительной подготовки и посвящения. Каждый род имеет своего родового шамана, знающего все традиционные обряды и особенности "характера" локальных духов. Существуют обряды, исполняемые им исключительно на родовой земле. Так мыс Хадарта недалеко от "Байкальской сказки" принадлежит роду главного ольхонского шамана Валентина Хагдаева. 

Александр Васильевич рассказал мне о шаманских целительских практиках. Вот примеры очень древних методов. Во время камлания шаман бросал в костёр топор и сошник. Потом, стоя на подставке одной ногой, второй тёрся о раскалённые в огне вещи и прикладывал эту ногу к больному месту пациента. Бесплодие "лечили" следующим образом. Если после свадьбы в семье долго не было детей, то шаманка проводила обряд "Суд старух". В юрту бездетной семьи приходили семь старух.

Старухи варили на очаге в котле сметану, разливали её по чашкам и ставили чашки вокруг очага. Затем к очагу подводили мужа, бросали в огонь сметану и масло, а старая шаманка снимала свои панталоны и била им мужчину, приговаривая: "Спи со своей женой часто и хорошенько! До каких пор будешь бездетным?!" После неё тоже самое проделывали по очереди остальные старухи. В конце обряда они выпивали сваренную сметану и расходились по домам. Такой обряд считался очень действенным.

Бурятские шаманы объединены в официальные прфессиональные организации, которые занимаются сохранением и развитием шаманских традиций, противостоят самозванцам, не прошедшим положенное посвящение. Эти объединения пользуются в Иркутской области большим уважением. Мы тоже показали своё уважение к  шаманизму, "побурханив" возле сэрге "Великой птицы" и принеся ей в жертву мелкие монеты.  Дальше наш путь лежал к священной горе Ёрд и этнографическому комплексу рядом с ней.  А Тажеранская степь по мере приближения к сакральному месту меняла цвет с жёлто-оранжевого на жёлто-зелёный. 

Этнографический комплекс горы Ёрд встретил нас яркими зелёными красками.

ЭТНО-КУЛЬТУРНОЕ СОКРОВИЩЕ: БУРЯТСКИЕ ЁРДЫНСКИЕ ИГРЫ И ТАНЕЦ ЁОХОР

Гора Ехе Ёрд, Большой Ёрд, высотой 42 метра и окружностью в 700 человеческих шагов, находится на расстоянии восьми километров от села Еланцы и двух километров от Байкала. Её вполне можно принять за искусственно насыпанный курган.

На самом деле Большой Ёрд сложен из огромных гранитных плит и является символом мирового Дерева жизни. Ежегодно в начале лета здесь проходит бурятский культовый праздник Ёрдынские игры. На него съезжаются со своими семьями участники и гости из Прибайкалья, Забайкалья, Якутии, соседней Манголии. Все прибывшие живут в юртах. Для участвующих в соревнованиях животных поставлены загоны.

Как и в прошлые века, юрты стоят по эллипсу в шахматном порядке. Такой порядок основан на уважении соседей друг к другу: выйдя из дома, человек видит не соседское жилище, а необозримые просторы степи. 

Традицию праздника буряты переняли у своих предков-курыкан.  В начале лета курыкане устраивали возле горы Ёрд общественные жертвоприношения Воде-Земле, прося у Неба и Земли тучных пастбищ, хорошей погоды, здоровья и благоденствия людям и домашним животным. Заканчивались обрядовые действия общим пиром и соревнованиями охотников, всадников, борцов. Как и их предки, буряты во время Ёрдынских игр жертвы женским божествам земли и воды приносили на правом берегу реки Анги, угощая богинь молоком и молочной водкой тарасун.

А в честь верховного бога-творца Айя шаманы возжигали на вершине горы костры из можжевельника и камламли под  грохот бубнов. Дым костра разносился по Тажеранской степи и был очень приятен населявшим её многочисленным эжинам. Затем начинались соревнования. В наши дни к традиционным скачкам по пересечённой местности, стрельбе из лука, национальной борьбе добавились стрижка овец на время, переноска на большое расстояние тяжёлого камня и конкурс "Красавица Ёрдынских игр". Чтобы победить в нём, требуется не только быть красивой, хорошо исполнять национальные песни и танцы, но и прекрасно готовить кумыс.

И все же, несмотря на все новшества, главным действием Ёрдынских игр остаётся шаманское камлание и священный танец ёохор вокруг горы Ёрд. 

Александр Васильевич, частый гость Ёрдынских игр, подробно рассказал мне о ёохоре. Во-первых, для танца необходимо количество танцующих, позволяющее им, держась за руки, полностью замкнуть Ёрд кругом. Круг олицетворяет Солнце, оберегает от зла и позволяет удачно совершить все обряды праздника. Древняя традиция требует отменить игры, если круг не удаётся замкнуть, и тогда народ ожидает голодный и неудачный год. Во-вторых, движение хоровода вокруг горы идёт по ходу Солнца слева направо. Только духам на их игрищах позволено танцевать в полукруге и против хода Солнца, а для людей это великий грех. Открывают танец старики и старухи, к ним присоединяется молодёжь, взрослые мужчины и женщины. Взявшись за руки, все участники ёохора медленно идут в одну сторону. Постепенно скорость движения увеличивается и увеличивается, всё громче и громче звучит песня-заклинание "ёхорь, ёхорь, ёхороо!" За соблюдением всех правил танца следят опытные ёхористы. Они знают, что голоса людей сейчас поднимаются по горе Ёрд прямо к небесным тэнгриям, и все движения и слова должны быть безошибочны. Танец длится в течение шести дней и шести ночей. Завершается он прыжками и криками, призывающими прыгать всё выше и выше, чтобы установить нерушимую связь мира людей и мира богов...

На обратном пути из Тажеранской степи мы продолжили разговор о шаманизме приольхонских бурят и о том, что сейчас всё меньше становится  действительно сильных шаманов.Оказывается, такая ситуация была предсказана древней бурятской легендой. Первый шаман Хара-Гырген обладал безграничным могуществом. Бог-творец Айя решил проверить его силу и забрал душу одной богатой девушки. Девушка заболела, и её родственники обратились к Хара-Гыргену за помощью. Как известно, чтобы величить больного, шаману необходимо отыскать его душу, договориться с ней о возвращении в тело и вернуть обратно хозяину. Хара-Гырген сел на свой бубен и отправился на поиски души. Он летал и в нижних, и в высших мирах, пока не обнаружил душу в бутылке на столе у Бога. Творец Айя пальцем заткнул горлышко бутылки, чтобы душа не могла вырваться на свободу. Шаман превратился в паука и сильно ужалил Бога в правую щёку. Желая успокоить боль, Айя тут же поднёс правую руку к щеке, а душа больной выскользнула из бутылки. Разгневанный Бог ограничил власть Хара-Гыргена, и, увы, с того времени каждое новое поколение шаманов становилось слабее своих предшественников... 

Вернувшись на базу отдыха, я включила телевизор. В областных новостях шёл большой сюжет о камлании всех шаманов Иркутской области на благополучие сельскохозяйственных работ в Прибайкалье. И это было мощное, потрясающее зрелище!

 

 

 

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх