ЕС предложил ввести жесткие меры против России, включая полный запрет на импорт нефти, а также санкции против подозреваемых в военных преступлениях. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что пакет мер направлен на максимальное давление на Россию при минимальном ущербе для Европы.
По ее словам, поставки российской сырой нефти будут постепенно отменены в течение шести месяцев.
Венгрия отвергла это предложение как неприемлемое, а правительства Чехии и Словакии хотят переходного периода.
ЕС уже несколько недель сосредоточен на сокращении зависимости от российской нефти и газа. Блок уже обязался сократить импорт газа на две трети к концу 2022 года, а теперь планирует постепенно отказаться от сырой нефти в течение шести месяцев и нефтепродуктов к концу 2022 года.
«Мы обеспечим постепенный отказ от российской нефти», - сказал председатель Еврокомиссии.
Однако представитель правительства Венгрии Золтан Ковач заявил, что его страна наложит вето на пакет в его нынешнем виде: «Они точно знают, что то, что они предлагают, противоречит венгерским интересам... и если мы это сделаем, то полностью разрушим венгерскую экономику».
Словакия, как и Венгрия, в настоящее время зависит от российской нефти, и согласно первоначальному предложению, ей будет дано время до конца 2023 года, чтобы найти альтернативных поставщиков. Министр экономики Словакии заявил, что его страна хотела бы получить трехлетний переходный период, а премьер-министр Чехии Петр Фиала сказал, что он также будет добиваться исключения на два-три года, чтобы решить проблемы с пропускной способностью трубопроводов.
В прошлом году Россия поставляла в ЕС четверть импортируемой нефти, а Нидерланды и Германия были ее крупнейшими покупателями. Правительство Нидерландов заявило, что хочет прекратить весь импорт российского ископаемого топлива к концу этого года, а Германия резко сократила свою зависимость от импорта российской нефти с 35% до 12%. Великобритания, которая больше не входит в ЕС, уже постепенно отказывается от российской нефти, на которую приходится 8% ее импорта.
Проблема для Венгрии, Словакии и Чехии заключается в том, что все они не имеют выходы к морю и зависят от своих соседей в плане поставок топлива. Специальный посланник Чехии по вопросам энергетической безопасности Вацлав Бартуска сказал Би-би-си, что в настоящее время Европа пытается перекроить карту поставок энергоносителей так быстро, как только может: «Мы хотим избавиться от российской нефти раз и навсегда и быть абсолютно уверенными в том, что нам не придется возвращаться и снова просить Россию».
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что Москва прорабатывает различные варианты ответа на планируемое эмбарго. По его словам, санкции — это обоюдоострый меч для европейцев и других стран, так как расходы для европейских граждан будут расти с каждым днем.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил на видеобрифинге в социальных сетях, что постепенный запрет ЕС на нефть — это «лучше, чем ничего». По его словам, любая страна, выступающая против нефтяного эмбарго, является соучастницей преступлений России в Украине, независимо от их аргументов.
Помимо запрета на поставки российской нефти, председатель Комиссии ЕС объявил, что санкции будут введены против офицеров, причастных к подозреваемым в военных преступлениях в Буче и Мариуполе.
Кроме этого, планируется ввести широкий запрет на вещание трех крупнейших российских государственных телеканалов. «Мы определили эти телеканалы как рупоры, которые усиливают путинскую ложь и пропаганду», - заявила фон дер Ляйен. Предполагается, что в число этих каналов входят «Россия» и «РТР Планета» государственного оператора ВГТРК. ЕС уже приостановил деятельность двух сетей, RT и Sputnik, которые вещают на английском, немецком и испанском языках.
Ранее санкции уже коснулись российских банков, но крупнейший из них, Сбербанк, был исключен из списка, поскольку считался необходимым для оплаты российского газа. Сбербанк занимает более трети банковского сектора России и теперь будет исключен из глобальной системы передачи финансовых сообщений SWIFT.
Свежие комментарии