Восемь самых громких случаев порчи великих произведений искусства: по незнанию, идеологическим соображениям, глупости или шизофрении.
«Пьета» Микеланджело
21 мая 1972 года в базилике Святого Петра в Ватикане сразу после окончания праздничной литургии по случаю Дня святой Троицы австралийский геолог Ласло Тот набросился на работу Микеланджело «Пьета». С криком «Я — Иисус Христос, Христос восстал из мертвых!» Тот нанес статуе Девы Марии 15 ударов скальным молотком, отбив левую руку на уровне локтя, левое веко и оставив на ее носу щербинки, не считая множества других мелких повреждений. Базилика была полна народу, поэтому вандала быстро оттащили от статуи. Тот и на суде утверждал, что он Иисус, и поэтому был признан невменяемым.
«Даная» Рембрандта
15 июня 1985 года в Эрмитаже литовец Бронюс Майгис облил картину Рембрандта «Даная» серной кислотой и нанес ей два удара ножом. Майгис был задержан и объяснил свой поступок политическими мотивами: хотел привлечь внимание к вопросу независимости Литвы. Следствие признало вандала шизофреником, и его отпустили, однако картина пострадала так, что уже никогда не будет прежней. Восстановление картины заняло 12 лет, так как при нападении пострадали — некоторые, увы, безвозвратно — самые тонкие и изящные ее части.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина
В 1913 году в Москве в Третьяковской галерее душевнобольной Абрам Балашов с криком «Довольно крови! Долой кровь!» напал на известную картину Репина с ножом и исполосовал лицо изображенного на ней царя. За картину тут же взялись возмущенные реставраторы, а самого Репина срочно вызвали из Финляндии, где он в тот момент отдыхал на даче. Лицо царя художнику с реставраторами пришлось переписать заново, так что в общем и целом картина своей ценности не утратила.
«Алтарь Паумгартнеров», «Семь скорбей», «Оплакивание Христа» Дюрера
В 1988 году в Старой пинакотеке в Мюнхене были повреждены кислотой три картины Альбрехта Дюрера. Преступником оказался Ханс-Йоахим Больманн, «серийный» охотник за шедеврами: в 1970–1980-х годах он облил кислотой около 56 произведений живописи и графики, за что был трижды осужден и отбывал срок в тюрьме. Больманн получил за свои действия прозвище Кислотный Убийца и после инцидента с работами Дюрера был отправлен в лечебницу для душевнобольных в Гамбурге.
«Супрематизм» Казимира Малевича
Российский художник-акционист Александр Бренер в 1997 году осуществил акцию в Стеделек-музее. На картине Казимира Малевича «Супрематизм» он нарисовал знак доллара зеленой краской из баллончика. Картину успешно отреставрировали, а Бренера приговорили к пяти месяцам тюремного заключения и пяти месяцам условно. Директор музея Руди Фукс потом комментировал тот факт, что Бренер выставил акт вандализма как художественную работу: «В этом жесте Бренера мы не видим крупного художественного события. Мы очень сожалеем о том, что произошло. И мы серьезно озабочены тенденциями в искусстве, которые ведут к уничтожению произведений других художников».
«Стоящая Зора» Анри Матисса
В Риме в 1998 году в Капитолийском музее на выставке Анри Матисса приключилось сразу несколько актов порчи картин. Самая заметная из них — дырка на полотне «Стоящая Зора» («Марокканка») из Эрмитажа. Под правой ногой изображенной Матиссом девушки остался след, как если бы кто-то из посетителей проткнул картину карандашом. Вандалы и их мотивы остаются неизвестными по сей день.
«Кто боится красного, желтого и голубого III» Барнетта Ньюмана
Прочитав монограмму о современном искусстве, написанную в критическом ключе, Герар Ян ван Бладерен в 1986 порезал ножом картину «Кто боится красного, желтого и голубого III» американского абстракциониста Барнетта Ньюмана. Инцидент произошел в голландском Стеделек-музее — ван Бладерен заявлял после, что ему просто понравился террористический посыл статьи о вреде абстракционизма. Картину отправили на реставрацию, однако принято считать, что там ее испортили во второй раз. Реставрация стоила $400 000, но арт-критики заявили после, что она сделана просто безобразно, а реставратор Дэниел Голдрейер «попросту воспользовался валиком и краской для стен».
Портлендская ваза
В феврале 1845 года в Британском музее подвыпивший джентльмен по имени Уильям Ллойд схватил с постамента Портлендскую вазу — уникальный предмет древнеримского искусства тонкого синего стекла с барельефами — и швырнул ее на пол. Хрупкая ваза, конечно же, разлетелась на тысячи мелких осколков. Ллойда никто не успел остановить, зато успели задержать. Как он позже говорил в свое оправдание, ему «просто было любопытно поглядеть, как бьется столь древний предмет». После нескольких лет кропотливой работы ваза была все же восстановлена и снова находится в экспозиции Британского музея.
Свежие комментарии