На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Непутевые заметки

159 616 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Бережнов
    Спасать газовые компании или потребителей от глупых собственных решений. И народ то молчит готов терпеть эти страсти ...В Европе грядёт с...
  • Astra
    🥲🥲🥲Почему Третья мир...
  • Elena Pavlova
    Если "колбаса" благоволит многополярности, то какого лешего препятствует наступлению мира вооружая местечкового мясника.Канцлер Шольц рас...

Другая планета: дауншифтеры, поселенцы, фриганы

Люди по всему миру добровольно отказываются от благ цивилизации и идеалов общества потребления: одни добывают пищу из мусорных баков, другие переезжают на Гоа, третьи селятся в землянках — подальше от стирального порошка и запаха бензина. Кто-то считает их сумасшедшими, а кто-то хочет присоединиться. Дауншифтеры, поселенцы, фриганы — людей, недовольных цивилизацией, становится все больше. Возможно, это они нормальные, а мир вокруг сходит с ума?
 


Еда из помойки
Фриганизм — философия антипотребительства — зародился в Америке, где, по данным экспертов, выбрасывается на свалки до 40% пригодных продуктов на сумму примерно $165 млрд. Фриганы считают, что глупо покупать еду в магазинах, если каждая американская семья в среднем выбрасывает в мусор продуктов на $2275 в год. Поэтому они идут за едой не в супермаркет, а на его задворки, где стоят баки с почти что свежей едой. На свалках и мусорках они находят не только продукты, но и одежду, и предметы интерьера. Процесс добывания еды у фриганов похож на большое приключение: с разведкой, вылазкой и ночным ограблением мусорных баков. Фриганы объединяются в сообщества в Сети, делятся друг с другом тайными адресами, хвастаются фотографиями с добычей и устраивают совместные «помоечные» пиры.   

 

Кто-то просто не сможет себя заставить вытащить что-то из мусорного контейнера — из-за стереотипов, чистоплотности, чего угодно. Мне тоже в первый раз было тяжело, но теперь я понимаю, что рисков на самом деле мало

 

В США, где фриганством занимаются все слои общества — от домохозяек до преподавателей вузов, в этом году даже открылось первое кафе «помойной кухни» в Бостоне. В Европе фриганство также набирает обороты. Некоторые живущие там россияне принимают активное участие.

 

ctanle В один прекрасный субботний вечер на моем столе оказалось шесть разных йогуртов, три бутерброда двух видов, багет с тунцом и банка пельменей gyōza. Так вот: досталось все это богатство мне абсолютно бесплатно. Как? Дело в нереалистичных сроках годности, «элитарности» и легкодоступности задних дворов. Поясняю. У компании Eat, которая содержит небольшие бутербродные-кофейные по всему Королевству, в том числе в Оксфорде, очень строгие стандарты качества. Они готовят свои бутерброды, салаты и йогурты в начале каждого рабочего дня и выбрасывают все, что не продали за день, к вечеру. Да, выбрасывают. Целыми пакетами, полными только что лежавшими на полках в магазине и продававшимися за немалые деньги бутербродами, багетами, йогуртами, супами, десертами. Разумеется, студенты не могут пройти мимо такого транжирства... Эта еда в необходимом для пропитания количестве или даже целыми пакетами кочует с неприметных задворок в колледжи, на полки холодильников и кухонных шкафов.
Теперь ложка дегтя. Наверняка этот метод не для всех. Кто-то просто не сможет себя заставить вытащить что-то из мусорного контейнера — из-за стереотипов, чистоплотности, чего угодно. Мне тоже в первый раз было тяжело, но теперь я понимаю, что рисков на самом деле мало. Еда не распечатана и не соприкасается с внутренностями контейнера, и достаточно просто тщательно помыть руки перед едой, избавившись от упаковки.

Важный момент — законность этого предприятия. Здравый смысл подсказывает, что ничего аморального в этом нет — если что-то выкидывают, значит, оно не нужно. Но в принципе, по английским законам, это может квалифицироваться как кража. А вот в Америке и, например, в Италии брать чужой мусор разрешено.

Однако в России фриганство вряд ли будет популярно. В силу того что продукты с истекающим сроком годности у нас скорее останутся лежать на прилавке, чем попадут в мусорку, а если и попадут, то будут свалены в одну кучу с непригодным мусором так, что есть их уже никому не захочется. К тому же у фриганов в России есть большая конкуренция — бомжи.

 

Короли и капуста

Дауншифтинг — «игра на понижение», отказ от навязанных социумом ценностей, спокойная жизнь ради себя. Современных дауншифтеров вдохновляют исторические примеры: живший в бочке философ Диоген и римский император Диоклетиан, который бросил трон и занялся сельским хозяйством в Иллирии. Когда его просили вернуться к власти, он отказался и добавил: видели бы вы, какую я вырастил капусту!
Дауншифтеры делятся на две волны: одни увольняются с работы и, сдав квартиру в родном городе, переселяются на Гоа, в Индию и Таиланд. Другие селятся в деревнях, подальше от стресса и суеты, чтобы вести простую жизнь, о которой мечтал еще Лев Толстой.

 

Основное и самое сложное — это изменить систему ценностей. Сделать так, чтобы хотелось других вещей, чем нормальному человеку

 

Один из деревенских дауншифтеров — Виктор Сергиенко (псевдоним Кошастый), 1975 года рождения, бывший программист из Киева — переехал вместе с женой в деревню в 2004 году, купив дом за $500 в селе Ковалин Переяслав-Хмельницкого района. Там у него родились две дочки, появилась маленькая животноводческая ферма и огород, а также были написаны теоретические основы дауншифтеров: эссе о русском дауншифтинге и «Метод Кошастого» — основанные на личном опыте методические рекомендации по смене уклада жизни отдельно взятой семьи в кризисное время. 


Виктор рассказал «Моей Планете» о том, легко ли быть дауншифтером в России:

— Мне и моей семье отлично живется в селе. Физически — это просто. Моя жизнь сейчас проще, легче и приятней, чем в городе. Психологически, я так понимаю, это сложно — стать дауншифтером. Но именно стать. Уже ставшему — быть, ничего сложного. На самом деле мое дауншифтерство — это в, общем-то, побочный эффект. Первопричиной моего переезда было желание переместиться в то место и тот образ жизни, которое будет менее уязвим для приближающегося глобального кризиса. При этом я вполне был готов ради этого понести определенные неудобства и трудности. Уже после переезда я обнаружил, что на самом деле правильно организованная сельская жизнь приятней, легче и правильнее, чем городская.
Те, кто сдает квартиры и уезжает, — это рантье. Истинными дауншифтерами они бы стали, если б не имели внешних источников дохода и жили так же, как живут коренные жители Тибета или Индии. Ядро понятия дауншифтинга — это снижение своих потребностей с целью более рационального использования своих возможностей. В этом плане у них есть такое право — так как, имея гарантированную, скажем, тысячу долларов, в Москве (живя понтово) ты бедняк, на Гоа (живя скромно) — богач. Сделать шаг из Москвы на Гоа — вполне себе акт дауншифтинга, ничем не хуже, чем из Киева в село.


Самое сложное в дауншифтинге, по мнению Виктора Сергиенко, это вырваться из системы:

— Основное — это вовсе не освоить гиперсложные премудрости, как возделывать огород, или доить козу, или выдержать безумной тяжести физические нагрузки при заготовке дров или сена. Это все ерунда, доступная каждому после небольшой практики. Основное и самое сложное — это изменить систему ценностей. Сделать так, чтобы хотелось других вещей, чем нормальному человеку.

 

Идейные поселенцы
Философия экологических поселенцев во многом схожа с дауншифтерами. Они уезжают жить на земле и питаться «от земли», но, в отличие от дауншифтеров, объединяются в селения исходя из общих духовных и экологических интересов. Основные принципы экопоселений: природосбережение, сельский труд, самообеспечение, здоровый образ жизни. В некоторых поселениях их объединяет система питания: вегетарианство, сыроедение и т. п. На Западе движение экопоселений началось в начале 1960-х годов, а в начале 90-х была создана Global Ecovillage Network (GEN) — Глобальная сеть экопоселений, ассоциация людей и сообществ, которые живут так, чтобы природные ресурсы восстанавливались, используя природосберегающие технологии. В это же время первые экопоселения появились в России. В 2005 году была создана Российская глобальная сеть экопоселений для обмена опытом и идеями.

 

Город душит. Тут не только выхлопные газы, тут толпы: в город едешь — стоишь, как пингвин, утром на вход, утром Москва тебя вдохнула, вечером выдохнула

 

 — Дауншифтер уезжает для себя одного, для здоровья. У поселенцев задача — возродить знания, возродить природу, жизнь на земле и страну в целом, — рассказал «Моей Планете» один из организаторов будущего поселения на Алтае Светомир Гневышев. Он уже приобрел участок и готовится перебраться в экопоселение весной следующего года. Вместе с ним на Алтай поедут люди разных профессий и разного достатка: архитекторы, программисты,  дизайнеры из Питера, Москвы, Твери. Сам Светомир — строитель из Подмосковья, вегетарианец, в поселении он надеется зарабатывать деньги строительством домов и выращиванием овощей-фруктов. — Город душит. В прошлом году я полгода прожил в Камышыватской станице на Азовском море, помогал строить дом, там степи, море рядом, вернулся в город — реально душно. Тут не только выхлопные газы, тут толпы: в город едешь — стоишь, как пингвин, утром на вход, утром Москва тебя вдохнула, вечером выдохнула. А там на природе — воля, натуральные продукты, энергии чище…  Главное — не бояться. Нет ничего сложного в жизни в селе. Вот я сходил на курсы печника — теперь могу печь сложить. Мозг и руки — все, что нужно. А если крестьянину не мешать, он поднимет страну на раз.

 

Будущих поселенцев на Алтае объединяют книги Мегре и желание просвещать людей, рассказывая о правильном образе жизни. Некоторые экопоселения закрытые, а в некоторых ведется набор новых членов. Обо всех предложениях по России и ближайшему Зарубежью можно узнать на специальном сайте (poselenia.ru).

 


Александрия, Франция
Сообщество планирует купить землю на границе Франции-Италии, чтобы выращивать фрукты, овощи, зелень без пестицидов и гербицидов. «Мы — сообщество добрых людей, которые любят животных, уважают природу и нашу планету. Среди нас есть веганы, вегетарианцы, сыроеды и фрукторианцы. Мы ведем здоровый образ жизни. Для нас совершенно неприемлемо убийство животных и разрушение экологии. Эти требования являются главными для всех участников». В сообществе пока три семьи, они говорят на английском, французском, испанском и русском языках.

 

Злата олива, Черногория
Поселение в 3 км от Великого пляжа из трех семей. «Поселение нацелено на развитие экотуризма. Каждый поселенец имеет возможность строительства гостевых домиков на своем участке и сдачи их в аренду. Для вступления необходима рекомендация, либо участие в экопрограммах и сдача экологического минимума. Есть испытательный срок». Цена вопроса: 400 000 руб.

 

Сербское, Сербия
Селение в 200 км от Белграда. «Поселение наше находится на базе существующей деревни. Места, природа и климат тут действительно замечательны. Для тех, кто не желает учить своих детей сам, есть школа на сербском языке. В Белграде есть школа на русском. Условие вступления — желание жить своей семьей на земле».

 

Аурасфелд, Калининград
Поселение в Калининградской области состоит из 12 семей: десять из России и две из Австрии и Германии. «На семи холмах, вдоль Краснолесья, живут семьи в родовых поместьях. Мы — открытое миру сообщество нескольких семей со свободной духовностью. Мы сами организуем свое поселение, лишенное каких-либо иерархий, решения в котором принимаются с помощью вече».
 

Счастливое, Молдавия
Поселение из десяти семей в 40 км от Кишинева. «Наше поселение окружено с трех сторон древним лесом Кодры, на всех уровнях высоты есть родники, а люди — настоящие друзья!» Цена вопроса — 30 000 руб.

 

Передовое, Россия
Поселение в 40 км от Севастополя. «Наше поселение находится в живописном экологически чистом заказнике «Байдарская долина», рядом с Чернореченским водохранилищем. В окрестностях поселения располагается небольшой лес, полный грибов и зверей. Долину окаймляют лесистые горы. В 40 минутах езды Черное море. Много солнечных дней в году. Приглашаем людей, для которых главное — добрые, открытые и честные отношения с соседями, сотворение и воплощение единого образа пространства любви». Цена вопроса: 250 000 руб.

 

Залесье, Карелия
Поселение на юге Карелии, в 6 км от Онежского озера. «У нас нет ограничений на прием новых соседей. Достаточно желания самого человека. Мы рады любому человеку, у которого есть желание спасти кусочек планеты, создать на нем пространство любви, обустроить родовое поместье. Чтобы остаться жить в Карелии, нужно любить этот край с его мощной природой, тысячами озер и огромными пространствами».

 

Город гармонии, Краснодар
Поселение в 30 км от Адлера. «Ищем единомышленников для создания экопоселения в самом теплом месте нашей страны. Зимы там фактически нет, температура воздуха зимой теплее, чем в центральной части РФ, на 20–25 °С. Мы добрые люди, которые любят животных и природу, нашу живую планету — биосферу. Для нас совершенно неприемлемо убийство животных и уничтожение леса. Эти требования являются главными для всех участников».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх