На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Непутевые заметки

159 616 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Бережнов
    Спасать газовые компании или потребителей от глупых собственных решений. И народ то молчит готов терпеть эти страсти ...В Европе грядёт с...
  • Astra
    🥲🥲🥲Почему Третья мир...
  • Elena Pavlova
    Если "колбаса" благоволит многополярности, то какого лешего препятствует наступлению мира вооружая местечкового мясника.Канцлер Шольц рас...

Минск новогодний. Белорусские колядные традиции

Начнём нашу новогоднюю прогулку на Октябрьской площади возле главной новогодней ёлки Беларуси.

Основные праздничные гуляния здесь проходят в Новогоднюю ночь и 1 января. Мы же отправились к ёлке вечером 2 января. В этом году дизайн украшения площади довольно лаконичный, но очень стильный. Гармонично смотрится подсветка Дворца Республики (2001, архитекторы М. Пирогов, Л. Зданевич, А. Шабалин) и здания многофункционального бизнес-центра Capital Palas (сдан в эксплуататцию в 2021 году, команда архитекторов Беларуси. России, Италии, ОАЭ).

Волшебное настроение создают ледяные сани, с которых минчан поздравляют Дед Мороз, Снегурочка и символ уходящего года Бык, деращий на руках маленького Тигрёнка, который в свои права вступит 1 февраля 2022 года.

Новогодняя площадь радует своими огнями. Кстати, электрическое освещение центра Минска началось с 1895 года после введения в эксплуатацию первой городской электростанции, сооружённой на реке Свислочь. Правда, была одна проблема - неэстетичные кабели на тротуарах. Проблему решил назначенный в 1911 году новый директор электростанции Тадеуш Корзун. Он заменил старое оборудование, закупив новое на заводах Нобеля и Симанс, и упрятал под землю разадражавшие эстетический вкус минчан кабели.

Теперь мы пройдём по улице Энгельса мимо здания Минского облисполкома, построенного в стиле "советского неоклассицизма" с использованием приёма "палаццо" (1958, архитектор В. Волчек).

Улица приведёт нас в Верхний город, на площадь Свободы, носившей до 1917 года название Верхний рынок.

На площади Свободы взгляд сразу же притягивает роскошное здание городской Ратуши.

Это здание было построено в 2002-2004 годах по чертежам и рисункам разрушенного в 1857 году прежнего здания Минского магистрата. Возглавлял строительные работы архитектор С. Багласов. О самой первой городской ратуше упоминает книга "Архитектура Беларуси", говоря, что в 1499 году в связи с получением городом Магдебургского права (право на городское самоуправление) для заседаний магистарата началось строительство ратуши. Но конкретное место не указывается. На нынешнем месте старая Ратуша была возведена в 1600 году. Сейчас, как символ этого события, перед зданием стоит скульптура, изображающая городского голову, войта. (2014, скульптор С. Оганов, архитектор С. Багласов).

Войт в руках держит ключ от города и грамоту о даровании Минску Магдебургского права. Свой герб Минск получил в 1591 году. Герб был на городской печати, подтверждая законодательно право города заключать все договоры без согласия с королём Речи Посполитой. В 2001 году городской герб был восстановлен.

Сейчас в Ратуше находится Музей истории Минска. А в прежние времена  заседал магистрат, располагались суд, гауптвахта, городовой, полиция, архив и даже музыкальная школа, открытая в 30-е годы XIX века. Здесь же, в закрытом помещении, хранились присвоенные городу меры веса и длины. Городской магистрат Минска очень бдительно охранял право на честную торговлю, тщательно разбирая жалобы горожан и приезжих купцов на любой обман или обвешивание. В честь этого возле новой Ратуши была поставлена ещё одна скульптура - "Городские весы". (2014, скульптор А. Прохоров, архитектор С. Багласов). На ней продавец взвешивает товар для купца, а рядом представитель магистрата контролирует процесс.

С появлением этой скульптуры у минчан зародилась традиция в первый день Нового года и на Рождество тереть мешок торговца для привлечения к себе денежного благополучия. А усиление ритуалу придаёт посещение городского Музея денег.

Однако, у наших предков-белорусов для обретения благосостояния и благополучия на целый год была создана целая система колядных обрядов и гаданий. Коляды начинались 24 декабря по старому стилю и длились до 6 января, православного Крещения и католического Богоявления. (Католики отмечают Крещение в первое воскресенье после Богоявления). Согласно народному мировоззрению, в эти дни на землю приходят души предков-"дедов" и наделяют своих потомков добробытом и семейным ладом при условии соблюдения последними испокон веков сохраняющихся традиций. К таким традициям относилось приготовление кутьи, каши из ячменного зерна и мёда, которую варили в каждом доме на три праздничных вечера: Постную Рождественскую кутью, Щедрую Новогоднюю кутью и Постную Крещенскую/Богоявленскую кутью. Начиная готовку каши, хозяйки загадывали на благополучие дома. Если каша вырастала из горшка, значит предки сообщали о счастливой "хлебной" доле семье на год. В новогоднюю кутью клали кольцо, и если оно доставалось главе семьи, то предвещалось благополучие всему дому и семье. Если кольцо попадало в тарелку кому-то из домашних, то именно ему "деды" желали в Новом году удачу и успех. Остатки кутьи оставляли на ночь как угощение предкам. Во время Коляд белорусы прекращали всякую ругань и ссоры, желая обеспечить семейный мир и лад на весь наступающий год.

Наша прогулка продолжается. По улице Кирилла и Мефодия мы выходим к православному Кафедральному Свято-Духову Собору (1616). Собор словно застыл в строгой атмосфере предрождественского поста и ожидания Рождества. Как и комплекс Духовной Академии имени святителя Кирилла Туровского.

В Свято-Духовом соборе находится главная святыня Минска - икона Минской Божьей Матери. Это- список иконы, созданной евангелистом Лукой и привезённый в Киев князем Владимиром после его крещения. Икона хранилась в Десятинной церкви. Во время одного из татрских набегов на Киев в 1482 году её богатым окладом прельстился вражеский воин. Украшенные драгоценностями ризы и оклад он забрал, а икону выбросил в Днепр. Через 8 лет, 13 августа 1500 года икона явилась в волнах реки Свислочь, озаряя всё вокруг своим светом. Сначала её поместили в церковь Минского замка. Потом, икона Минской Божьей Матери меняла места обиталища в разных городских храмах, побывала в музее во время Советской власти, оберегалась в домах горожан в период немецкой оккупации, и, наконец, в 1945 году обрела своё постоянное место в Свято-Духовом соборе. 

Пройдёт несколько дней, и в храме начнётся торжественная Рождественская служба. В прежние времена к Рождественской вечерней службе полагалось обязательно ехать, пусть то в экипаже, пусть то верхом. Экипажем управлял глава семьи, и не важно, кто ты: простой чиновник или сам председатель магистрата.

После церковной службы все пускали своих лошадей вскачь, стараясь опередить остальных. Кто возвращался их храма первым и первым разговлялся, тому предвещалось и самому стать наиболее успешным и удачливым в Новом году, и обеспечить этими рождественскими дарами родных. А ложась спать, каждый взрослый загадывал проснуться в Рождественское утро первым, побежать к Свислочи и набрать ведро воды. Тогда на весь год он получал отменное здоровье, энергичность, бодрость и подвижность. 

Вот и бежал народ спозаранку по городским улицам.

По обычаю, при проведении многих обрядов и гаданий требовалось не идти, а бежать, поскольку такой ритуальный бег наделял мощной магической силой и давал быстрые позитивные результаты обряда или гадания. Так и девушки, после праздничного застолья на Щедрую Новогоднюю кутью хватали со стола по блину, символическому угощению, связывающему семью с предками, и мчались на реку к проруби. 

Там они ожидали первого пришедшего за водой. Увидев мужчину, что означало благоденствие дому и здоровье всем близким  на весь год, они отдавали ему блины и с  радостной вестью стремились домой. Те, чьи дома стояли на берегу реки, например, в Троицком предместье могли более "правильно" выполнить гадание, совершив его босиком. (Таким способом устанавливалась на время ритуала более сильная связь с Тем Светом и предками-"дедами").Рождество у православных белорусов ещё впереди. Католики-белорусы Рождество уже отпраздновали, но их ожидают праздники Богоявления и Крещения. Архикафедральный костёл Пресвятого Имени Девы Марии на площади Свободы светиться огоньками. Здесь прихожане соберутся 6 января, будут освящать воду и мел. Этот мел наделяется целительными качествами и храниться до следующего Богоявления.

На Богоявление проводились следующие обряды. Вернувшись из костёла домой, глава семьи рисовал освящённым мелом кресты на дверях и дверных косяках, на окнах, в отверстии печи , на стенах всех хозяйственных построек и говорил: "Вон, чёрт, из моего дома! Здесь Бог живёт!" Потом обходил всю усадьбу с миской сваренного гороха или бобов, символизировавших денежное богатство. Зайдя снова в дом,  он торжественно произносил: "Во время рождения Спасителя три короля приезжали и сыпали около новорождённого золотом. А мы, за ниемением золота, сыплем один на другого горох". Он насыпал горох на стол, а домашние его собирали и по количеству, величине и разваренности горошин определяли на год своё будущее.

Перед Крещенской/Богоявленской кутьёй целый день соблюдался пост. С утра женщины "выметали коляды": мели мусор от углов и стен на середину комнаты и клали на него веники. Потом ласково просили "коляд" выйти и простить всевозможные  обиды. На следующее утро до восхода солнца младшая  дочь выносили мусор вместе с "колядами" и оставляла в положенном месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх