Новые индустриальные города, которые Союз строил по всей своей необъятной территории, были опорными пунктами социалистической державы. Там формировался пролетариат, официально самый главный класс в государстве, перемешивались рабочие и инженеры со всех концов страны - прибывшие по своей воле или по распределению; тот интернациональный житель, который получался таким образом, был ближе всего к понятию "советский человек".
Но бóльшая часть прибывших были русскими или другими представителями восточно-славянских народов; так что подобным образом шло расселение государствообразующего этноса в том числе и по национальным республикам, скрепляя огромную страну воедино.
Очень мало примеров, где новоиспечённый моногород не становился бы источником всего советского, более русским, чем окружающие города и районы; как правило, так происходило в самых "титульных" республиках Союза - таких, как Армения и Литва.
Но встретить такой город в Карелии, ничем (кроме разве что местами нерусской природы и цивильного Петрозаводска) неотличимой от среднего северо-западного региона - это довольно неожиданно.
Железорудный горно-обогатительный комбинат и строившийся вместе с ним город Костомукша были совместным советско-финским проектом.
И получилось нечто похожее на позднесоветские наукограды - много зелени, открытых и общественных пространств, продуманная планировка с учётом рельефа.
Называется "что было бы, если бы Карело-Финская ССР была бы не прикрытием для готовящегося насильственного захвата соседнего государства, а тем, чем она провозглашалась".
Поселение, которое начали возводить в 1970-е, одновременно с сооружением горно-обогатительного комбината, уже в 1977 году стал посёлком городского типа, а в 1983 году получил статус города.
Костомукша выросла в глубине Карелии - и очень близко к финской границе; и многие дома в городе имеют откровенно "нерусский" облик.
Чего стоят только эти фонарные столбы без проводов:
Причём не только на улицах, но и во дворах:
А кое-где город выглядит более привычно, но как какая-то улучшенная версия самого себя.
Но, так или иначе, богатая и промышленная Костомукша, один из локомотивов, которые вытягивают северную глубинку, оставляет впечатление не острова советского мира, как это бывает с многими индустриальными городами.
А чего-то современного, а иногда почти иностранного и чуть ли не инородного.
Лучшие (без иронии) проявления позднесоветского градостроительства соединяются здесь с финским подходом к устройству города.
Ведь Финляндия славится своими успехами по гармоничному сосуществованию природы и человека.
Микрорайонная застройка, которую у урбанистов сейчас принято ругать, проявляется здесь, как правило, в лучшем виде: на обширных пространствах между домами практически нет пустырей и не всё заставлено машинами.
Зато много зелени и даже общественных пространств, а карельские склоны и скалы придают атмосферности.
И много пешеходных зон, что даже сейчас в небольшом городе смотрится необычно, а уж как это смотрелось в 1970-е годы - можно себе представить.
И почти всё в прекрасном состоянии, и газоны.
И спортплощадки:
Когда я поражался такому уровню благоустройства, то местные рассказывали мне, что всему виной День республики, не так давно проводившийся в Костомукше.
Дескать, после него всё так классно выглядит; вот в Суоярви годом ранее тоже проходил этот праздник, и там та-акую набережную сделали, такую набережную.
Но вот попал я в Суоярви - и почувствовал такую тоску, заброшенность, безвременность, которых не испытывал, кажется, даже в Тверской, Тульской или Архангельской области.
Так что дело всё-таки в самой Костомукше, наверное.
Архитектура подкачала, конечно - не классицизм, не модерн, не неоклассицизм и даже не авангард.
Но откровенно уродливых зданий я в Костомукше тоже не припомню. А финские жилые многоэтажки - их тут до половины всего жилого фонда - смотрятся чуть ли не эстетично.
Жилая часть города компактна; не больше пары километров в диаметре, по форме это что-то среднее между квадратом и кругом.
Интересно, что микрорайоны в Костомукше называются "блоками", нумерация которых идёт по спирали, начинающейся у центральной площади - от "А" до "И".
Стоит ли говорить, что частного сектора в Костомукше, городе северном и новом, совсем немного - но всё же гораздо больше, чем в городах Мурманской области. Но здесь малоэтажные дома - это не сельские окраины, как в среднерусских и южных городах, а дачи и даже настоящие коттеджные посёлки.
На западе город выходит на небольшое озеро Контокки.
Хотя в этих изобилующих водой местах сложнее построить что-то не на озере, чем на озере.
Как и положено по правильному территориальному зонированию, жилая застройка отделена от промзоны чуть ли не десятком километров леса.
Вообще, лес в Костомукше везде.
Тем более что северокарельская природа не лучшим образом подходит для земледелия.
Так что почти все 30 тысяч городского населения умещаются на такой небольшой площади.
Убыль населения в Костомукше, конечно, имела место в постсоветские годы.
Но она приобрела здесь какие-то совсем незначительные по северным меркам (да и просто по меркам российской провинции) размеры.
За последние 25 лет костомукшан стало меньше лишь на 5%.
А сейчас, по некоторым данным, городской округ остаётся единственным местом во всей Карелии, где наблюдается естественный положительный прирост населения; с 2012 года численность населения в Костомукше растёт.
Карел тут всего 8% населения - но это несколько больше, чем в среднем по региону.
И больше, чем почти в любом другом городе республики (за исключением Олонца) - даже в Петрозаводске, который является "компактным местом проживания" этого народа, карел 5% - хотя в абсолютном выражении это значительно больше, чем в Костомукше.
Между индустриальной и жилой зоной, чуть ближе к последней, проходит железная дорога.
Она была подведена сюда в конце 1970-х - начале 1980-х годов, одновременно со строительством комбината; железная дорога здесь обслуживает прежде всего нужды градообразующего предприятия.
Пассажирский поезд сейчас доходит до Костомукши только раз в два дня - один раз из Санкт-Петербурга, другой раз из Петрозаводска.
Но пассажирское железнодорожное сообщение по-прежнему играет в жизнь города сравнительно важную роль - уж очень уж далеко от всего Костомукша:
490 километров от регионального центра - это очень много для европейской России.
Но и тут, судя по всему, идёт общероссийский процесс: всё больше пассажиров оттягивает на себя автобусный транспорт.
Железная дорога идёт и дальше, в Финляндию, но в ту сторону - только грузовое движение.
От вокзала до города - ещё пара километров леса.
В лесу довольно уместно спрятана городская больница:
Если быть точным - совсем не обязательно идти эти 2 километра пешком, пусть и по такой приятной лесной дороге.
Можно сесть на автобус - хотя интервалы на внутригородских маршрутах не всегда гуманные, но, по крайней мере, есть расписание.
Вообще, городской транспорт в Костомукше удивительно развит, и сеть автобусных маршрутов неожиданно разветвлённая для 30-тысячного города.
Остановка, судя по качеству дизайна, явно не финская, и даже не советская:
Лес рядом с жилыми домами освоен горожанами и по сути представляет собой лесопарк.
В него почти по-московски вклиниваются тренажёрные и детские площадки:
Лыжная база - что-то из прошлой эпохи:
Жилая часть Костомукши, несмотря на всю европейскость города, моноцентрична: в середине всего располагается главная площадь.
Она носит скучное название "площадь Ленина" - которое, впрочем, на фоне такого города воспринимается почти экзотично.
И выглядит основная часть площади так себе, на самом деле:
Тут находится ДК, носящий довольно актуальное для этого финско-российского города название "Дружба":
И торговая улица - с торговыми центрами и даже гостиницами:
ТЦ "Славяне" - как бы напоминающий, что мы всё же в России:
Туда же - памятник государственной границе:
Вроде как "здесь Россия, а не Европа, как бы не казалось обратного!"; до Финляндии здесь меньше 40 километров, и до 2007 г. Костомукша входила в пограничную зону.
А за площадь к озеру торговую улицу продолжает улица Героев - главная пешеходно-прогулочная зона в городе.
Она украшена памятником Косыгину и финскому премьеру Кекконену, при непосредственном участии которых был заключён советско-финский межправительственный договор 1973 года, положивший начало городу.
На этой же улице можно найти модный в последние годы любовный знак:
И "Журавлей" - тоже довольно распространённый памятник павшим в Великой Отечественной:
Ближе к озеру Контокки многоквартирные дома сменяются лесопарком.
В котором я тщетно пытался поставить палатку.
Костомукша-курорт:
Слишком много было людей в тот тёплый июльский вечер, и слишком мало укромных мест.
А из озера, недалеко от берега, бьёт настоящий фонтан - не хуже чем в Петербурге у Стрелки Васильевского острова:
Или, по крайней мере, чем в Москве на Водоотводном канале у Болотной площади.
Жилую часть Костомукши можно разделить на две неравные части - северную и южную, разграниченные улицей Героев, площадью Ленина и улицей Мира.
На севере застройка потихоньку поднимается в гору, местность живописнее, больше деревьев и даже небольшие скалы во дворах попадаются.
Где-то недалеко от северной границы я наткнулся на такой монумент "советско-финского сотрудничества":
Неподалёку - православная Покровская церковь.
Как и все храмы, виденные мною в этих краях, небольшая, уютная и деревянная.
На северо-востоке, на основном выезде из города (в сторону и городской промзоны, и Петрозаводска) - городской рынок, по-северному скромный:
А на юге Костомукша принимает более привычный для русского города облик.
Больше многоэтажек отечественных серий (хотя финские тоже попадаются), более плоская местность, меньше леса в городе (хотя сосны во дворах тоже есть).
Насчёт финских и отечественных многоквартирных домов - и у тех и у других есть свои достоинства и недостатки, но, насколько я понял, у финских многоэтажек всё же больше сильных сторон.
Местные мне рассказывали, что в финских домах качественнее отделка и сантехника, но теснее и хуже вентиляция - летом душно. А наши просторнее и проветриваются лучше - но качество похуже.
Ещё одна особенность Костомукши - здесь не распространены дворовые мусорные баки; во всех девятиэтажках есть мусоропроводы, а жители пятиэтажек выносят мусор прямо в мусоровоз, который курсирует по городу, ну или можно выбросить отходы в мусоропровод соседней многоэтажки:)
Тоже способ как сделать город чище.
В Костомукше есть свой музей - в составе "культурно-музейного центра", куда входит ещё помимо всего прочего городская библиотека
Сам музей - ничего особенного: народный быт, ненародный быт;
Немного про современный город:
Всё-таки Костомукша - город молодой, и не академический или научный центр, в некоторых из которых можно встретить неплохие экспозиции, посвящённые профильной деятельности города.
Но есть и необычное - экспозиция музыкальных инструментов:
Свежие комментарии