Внутри базилики Сан-Фредиано в Лукке (Италия) покоятся одни из самых почитаемых мощей романовского католицизма — мощи святой Зиты.
Она родилась в 1218 году в деревне Монте Саргати в семье бедняков, и ее еще ребенком отдали работать к богатому торговцу недалеко от Лукки. Зита вела одинокий образ жизни, наполняя ее различными добродетелями.
Когда спустя 300 лет после смерти Зиты ее тело осмотрели, то уже никто не сомневался, что Зита была святой: ее тело не разложилось, а мумифицировалось. И таковой святая Зита осталась спустя еще 400 лет. В короне из сухих алых роз, в халате из мягкого зеленого бархата, она лежит на своем ложе, не тронутая временем.
И хотя ее худое лицо несколько потемнело и усохло, оно по-прежнему гладко. Руки смотрятся достаточно гибкими, а на ногтях даже сохранился отливающий на свету глянец.
Святая Зита принадлежит к нетленным — так в католицизме именуют удивительный феномен неразлагающихся тел святых и мучеников. Следует иметь в виду, что святая Зита — не единственный факт такого рода. Нетленные мощи святых покоятся во Франции и Германии, Польше и Испании, Австрии и Бельгии...
Безусловно, этот феномен не мог остаться без внимания ученых. Но на протяжении веков церковь не допускала ученых в свои склепы и костелы, поэтому все попытки хоть как-то объяснить этот феномен носили чисто умозрительный характер.
И лишь в последние годы патологоанатомы, химики и радиологи получили-таки разрешение на более доскональное изучение нетленных мощей. Как оказалось, во многих случаях нетленными мощами оказывались просто-напросто искусно мумифицированные тела покойников, которых по той или иной причине причислили к лику святых.
Базилика Сан-Фредиано в Лукке (Италия)
Так, например, экспертиза мощей тусканской святой Маргариты Кортонской, чье нетленное тело покоится с 1297 года, показала, что покойница искусственно мумифицирована: у нее удалены внутренние органы, а тело пропитано маслами и биологическими и химическими составами.
Но, как выяснилось впоследствии, не все нетленные — дело рук человеческих. Так, тщательное обследование тела той же святой Зиты показало, что все ее внутренние органы оказались на месте. Хотя внешне она довольно хорошо сохранилась.
В чем же дело?
К разрешению этого вопроса имеется два подхода. Один — мистический; он объясняет феномен нетленных Божественным вмешательством.
Другой — научный; в этом случае специалисты полагают, что в некоторых склепах микроклимат весьма эффективно действует на бактерии, уничтожая их, тем самым способствуя естественной мумификации тел усопших святых.
Какой из этих подходов считать правильным — дело веры каждого отдельно взятого человека. Но ведь и сторонники первого подхода свою точку зрения основывают не только на слепой вере, но и на определенных фактах. Так, когда святая Зита была эксгумирована, она вернула зрение слепому и плодовитость бесплодному.
Свежие комментарии